Дмитрий Коломенский

На форзац ] О чем это я ] Майна ]

Предуведомление читателю:

Дмитрий Коломенский - петербургский житель родом из Гатчины, по образованию - филолог (РГПУ им. Герцена), в действительности - поэт, который иногда успешно думает, что он - бард. В первой ипостаси Коломенский публикуется в периодических изданиях и в сетевых проектах разного уровня, на протяжении длительного времени служил в должности главного редактора портала Стихи.ru. В бумажном эквиваленте представлен сборником стихов "День города", вышедшим в мае 2003 г. В бардовской ипостаси Коломенский имеет самое непосредственное отношение к клубу авторской песни СПб Политехнического университета "Четверг" и петербургскому фестивалю авторской песни "Топос", дипломантом которого является с незапамятных пор, так же, как и многих других фестивалей -  бардовских, а равно и поэтических.

 

По улице с тонкой насечкой ветвей...

Ручей, замерзая, блестит подо льдом...

Я хочу завести кота Соломона...

Перестал реагировать на...

Сегодня ветер с востока...

Пролетая над тем, что от них осталось...

Из тишины не выжмешь ни словца...

Червоточина голоса, слуха...

Боже, помилуй Макса Жакоба...

У нас зарастают озера...

Да. Потом мы перебрались в город...

И все-таки вновь возвращаюсь туда...

Попытался дожить до седин - дожил до лысины...

С предпоследним дыханьем рождественских бурь...

 

 

 

 

***

 

По улице с тонкой насечкой ветвей,

По небу с разводами чайного цвета,

По новым словам – невозможно новей –

По ветхим, что ветше любого завета,

 

По бронзовым, вбитым под раму лучам

Тяжелого зимнего солнца читаешь

То мысли, то звуки, беззвучно шепча –

Привычка – но знаешь: шкатулка пуста, лишь

 

Внутри неуверенно тлеет фольга

Прозрачным огнем на штыке Ганибалла –

Острота, разящая, как кочерга:

Всю морду разбила, а в глаз не попала.

 

 

***

 

Ручей, замерзая,

Блестит подо льдом,

Проходит косая

С расщелиной-ртом,

Рябина скрипит свиристелем.

Мой дом почему-то

Запомнился мне

Зигзагом минуты

На пыльной стене,

Диваном, который застелен

 

Бывает нечасто,

А так, для гостей.

Вот солнечной пастой

На лак плоскостей

Наносится зимнее утро.

И можно глядеть из

Квадратных глазниц

На лоск гололедиц,

На кровь плащаниц

Небес с выражением мудрым.

 

А Некто, который,

Все зная, молчит,

За плюшевой шторой

В январской ночи

Свой ход записал на листочке.

Над пешками, слева,

По черной косой

Летит королева

С железной косой,

Снижаясь в намеченной точке.

 

 

***

 

Я хочу завести кота Соломона,

Писать эпистолы, элегии, стансы

В кофейнях, в театрах или на станциях,

Жить в Польше, маленькой и зелёной.

 

И в жизни зелёной, и на карте зелёной,

И на работе, и при параде.

Там зеленеют осенью клёны,

Желтеющие в России, краснеющие в Канаде,

 

Оттуда зелёная строчка льётся,

Сливаясь с весёлым змием зелёным

В такую мелодию, что сердце бьётся

В ритме возвышенном и учащённом.

 

Под музыку эту плясали кошки,

Да что там кошки! - плясали мыши.

Как хорошо, что живу я не в Польше:

Коту с этим именем в Польше не выжить...

 

 

 

***

 

Перестал реагировать на

Внешний мир. Поборов недоверье,

Обнаружил, что нынче весна,

Несмотря на сугробы за дверью,

 

После выяснил: истина в том,

Что он стал обладателем Дара,

Что жена есть обычный фантом,

Пропадающий после удара.

 

Поделился, но вышел скандал.

Затаился. Оставил занятья.

С карандашиком что-то читал,

Между строк оставляя проклятья.

 

Мучил дочку, а раньше любил.

Впрочем, зная, что дрянь и нахалка,

После криков «больной!» и «дебил!»

Справедливо хватался за палку.

 

Бил несильно – могла бы и жить,

Но, кобыла, не стала. И Бог с ней...

Санитары – хамье! Доктор – жид!…

Спеленали и бросили в боксе.

 

Голодал, чтоб пустили домой.

Зонд царапал нутро пищевода.

Отзываться на кличку «больной»

Почитал недостойным. Работа

 

Продвигалась все медленней. Стал

Привыкать. А в окне за еловым

Строем – поле как символ листа,

Навсегда обойденного словом.

 

 

 

***

Сегодня ветер с востока. Дым

Из нашей трубы утекает к шведам

Не облаком, не клочком седым,

А просто тянет себе следы,

Ступая вслед, поспешая следом.

 

А швед закрыл поплотней окно.

Ему морозно и сухо, но

Слегка тревожно: давленье скачет,

Да так, что, кажется, тронь – оно

Материализуется в мячик.

 

Сижу один. Голова пуста.

Стекает слово на край листа.

Скворчит яичница. Привкус прозы

В лекарствах, в пище, в воде. Представь

Искусственную, как рубашка, розу –

 

Вот это и есть сегодняшний день.

Чеканный ритм не дается – лень.

Эмоций не ноль, а, скорее, минус.

И время, застывшее, как слюда,

Несет в себе холод и запах льда,

Как пиво в пакете, как пышка навынос.

 

 

***

Пролетая над тем, что от них осталось,

Не осиливая путь – пролетая,

Извлекаешь немногое, самую малость,

Разожмешь ладошку – пустая.

 

Только и видишь, как медной монетой,

Прилипающей к пальцам, катится лето,

Где даже тень желтоватого цвета

Слабо трепещет над почвой нагретой.

 

Ах, откуда эта склонность к примитивизму

У детей биндюжников и книгочеев?

Близорукое зренье выхватывает из жизни

Небо и землю – крупнейшие из ячеек.

 

Дальнозоркая память не смотрит под ноги –

На щебенку, врезающуюся в подошвы

На дороге, с рождения данной многим,

Покорившейся лишь святым и дошлым.

 

Впрочем, все они – вымысел живописца,

Карандашные линии, пятна масла,

Неспособные медлить и торопиться.

Их тела сгорели, звезда погасла.

 

Пролетая над Витебском, задеваешь Белу,

Проплывающую непобедимо

То ли паром с реки, то ли снегом белым,

То ли облаком, то ли сладким дымом.

 

 

 

***

Из тишины не выжмешь ни словца.

И если зверь на трассе, то ловца

Уводит в неизведанные чащи,

Где он лягает сучья на бегу,

Храпит и ржет. Но слово – ни гу-гу.

И так все время. Или даже чаще.

 

Из тишины не выжмешь… Я ее

Выкручивал, как мокрое белье,

И так и этак – все равно ни звука

Осмысленного – только скрип да всхлип…

И понимаешь, что серьезно влип,

Что кое-что прозяпал и профукал.

 

Из тишины (не путать с пустотой)

Не выжмешь даже капельки простой.

На медленном огне ее, на быстром

Поджаривай – отпрянет в темноту

И будет на тебя глазеть отту-

Да, как на злого кэгэбиста.

 

Ты не звонишь. Я мучаю тетрадь,

От бытия стараясь отодрать

Щепу бессмертья, раз уж в деле смертном

Не повезло: Фрейд снова на коне –

Со всех копытных ног спешит ко мне

И пользует метафорой и метром.

 

Но все без пользы. Зигмунд ускакал.

Околевает в лампочке накал.

Тетрадь летит в ведро. А в тишине то

Лепечет, то щебечет, то поет…

Но в этом хоре мне недостает

Того, чего в нем не было и нету.

 

 

 

***

Червоточина голоса, слуха,

Превращается в слово и звук,

Как звонок, протрезвонивший глухо

Из бюро запоздалых услуг.

 

Не имеет ни проку, ни толку

Эта прочная верная связь –

Жалит больно, кусается колко,

Только в руки пока не далась.

 

И покуда ответчик не помер,

Не откинул истертых копыт –

Кто-то вновь набирает твой номер,

Будто в дверь спозаранку долбит:

 

Просыпайся! Ни дел, ни работы,

Ни великой судьбы – ничего.

Слушай: голос дрожит отчего-то,

Постарайся услышать его.

 

Постарайся – и, может, за это

Ангел с губ твоих снимет печать,

Когда будешь, дождавшись ответа,

В поднебесную трубку кричать.

 

 

 

***

 

Боже, помилуй Макса Жакоба –

выкреста, выскочку, иезуита!

Если бы ты захотел, то легко бы

вывел его из тюремного мрака,

подсократив населенье барака

на одного пожилого пиита…

 

Макса Жакоба ведут под конвоем…

Но для тщедушного арестанта

двое конвойных – излишество. Двое! –

где же хваленый немецкий порядок?

Масса охраны к массе субъекта –

и получается цифра, константа.

«Так экономятся силы наряда

при исполнении», – думает некто –

тот, кто решил в земляную утробу

вбить в числе прочих Макса Жакоба.

 

Переиграем – на хилого Макса

нужно всего половину солдата:

то есть, сапог, полыхающий ваксой,

руку и в ней – рукоять автомата,

рот, чтоб кричать «хендехох!» – все в порядке!

Вот они шествуют улицей оба:

Макс и сапог-«хендехох!»-рукоятка.

Так конвоируют Макса Жакоба.

 

Тело есть храм – известное дело.

Задрапированный тканью в полоску,

словно леса для ремонта одел он.

Но истлевают балки, стропила…

Стал Макс каким-то ненужным и плоским:

мелко дрожит неустойчивый купол,

жаждой каморку рта затопило.

Выглядит Макс безнадежно и глупо:

гвозди не держат, трещат половицы,

лагерной пылью пространство клубится,

швы протекают, расходятся скобы….

Так разрушают Макса Жакоба.

 

Сорок четвертый бьет, как чугунка.

Что ему Макс – гнилая времянка?

Так что, когда из защитного кунга

выпрыгнет воин-освободитель –

оптимистичный, как гамбургер, янки –

Макса не будет нигде. Обойдите

все города, все дороги, все тропы –

вы не отыщете Макса Жакоба.

 

Макса Жакоба – монаха, паяца,

полухудожника, полупоэта –

Боже, помилуй! Не надо бояться

сплетен, оценок, критической дури…

Небо над Францией чистое – нету,

кроме разводов берлинской лазури,

в нем ничего. Никого нету, кто бы

взял и помиловал Макса Жакоба.

 

 

 

***

 

Илоне Якимовой

 

У нас зарастают озера

зелеными пятнами лет.

Ни Бога, ни гипнотизера

на старую Гатчину нет.

 

Ни Бога – подчистить, подштопать,

повыше поднять небеса,

в бесформенный лиственный шепот

иные вплести голоса:

 

имперские трубы и лиры,

советский запетый мотив

(но Бог отстранился от мира,

надмирность свою подтвердив);

 

ни гипнотизера, который,

взмахнув перед носом рукой,

цветастой обманчивой шторой

закроет пейзаж городской:

 

разбитые зубы балясин,

раздолбанные этажи.

Наш мир одинок и прекрасен

в своем неумении жить.

 

Быть может, обломки былого

величия заражены

уменьем выцеживать слово

из самой глухой тишины.

 

И что бы мы там ни брехали –

мутирующая гортань

отплюнется в вечность стихами,

которыми платится дань,

 

как будто бы грошиком стертым,

за то, что вода тяжела,

за то, что мы с Богом и Чертом

глядимся в одни зеркала.

 

 

 

***

 

Да. Потом мы перебрались в город. Здесь

вдвое жизнь дороже. Меньше хочешь есть,

больше спать. А в остальном – без изменений:

снег зимой, и осенью гудят ветра –

знаешь, звук такой особенный, осенний –

слышно здорово, особенно сутра.

 

Нет. Не мучился. И дальний переезд

Не пугал. Охота к перемене мест?

Вряд ли. Просто недостаток сантиментов,

пресловутый местный климат, холод рук

или вот еще – отсутствие ферментов…

Не пытался разобраться. Недосуг.

 

Да. Не сразу, но сумел войти в контакт

с местным ритмом. В общем, научился в такт –

не сбиваюсь. Выучился без запинок

именам мостов, каналов, площадей,

осенью хожу, не замочив ботинок,

в феврале гриппую – все как у людей.

 

Нет. В театры не ходил. В музее был –

мамонт, шкура волка, чучела кобыл –

нет, не в кайф. Но дети, дети как смотрели!.

Им и кровь с конкретной примесью воды,

и отличия Кваренги от Растрелли,

и цветочки-корешочки, и плоды.

 

Да. Хороший садик, школа, институт.

Дети. Где и жить им, ежели не тут?

Не у нас же, средь полыни с лебедою,

Рядом с пыльным солнцем, на зеленом дне

Дворика, где дым листвою молодою

Пахнет, и где клены золотой ордою

Стрелы листьев шлют вдогонку мне.

 

 

 

***

 

И все-таки вновь возвращаюсь туда,
в ту местность, где все, что не камень - вода
а что не вода - значит, камень;
где, выползши медленно из глубины,
на отмели хмуро лежат валуны,
ныряя в волне поплавками.

Здесь небо пропахло болотом, и лес
со скал, словно кожа змеиная, слез -
по пояс в холодные мхи, и
здесь рыба, гуляя в речной полумгле,
в дожди вылезает бродить по земле,
не чувствуя смены стихии.

Здесь можно кричать, но, скорее всего,
подавишься криком, как ветреной згой -
лишь эхо откликнется глухо
в том смысле, что в здешнем сосновом рядке
звук тонет быстрее, чем камень в реке,
и зренье надежнее слуха.

Смотри - и увидишь тяжелый налет
багровой брусники по краю болот
и то, как контрастней и суше
становится к осени берег, когда
светлеет пятном оловянным вода
на фоне коричневой суши.

Смотри - этот резкий предзимний покой
по контуру неба неверной рукой
очерчен так зло и зубчато,
что глаз, зараженный пейзажем, потом
легко реставрирует штрих и пантон
и долго хранит отпечаток.

Пожалуй, закончим. Пожалуй, уйдем:
язык набухает, как мох под дождем.
Теряю дар всяческой речи:
здесь речь инородна, здесь слово - фантом.
Брожу отрешенно с разинутым ртом -
и нечего молвить, и нечем.

 

 

***

 

Попытался дожить до седин – дожил до лысины,
Обнаружил вдруг, что уже не влекут ни выси, ни
Пропотевшие бездны греха, как привыклось смолоду.
Седина выходила ребром, бесы обжили бороду.

Оказалось, что ад значительно ближе к раю, чем
Он к обоим, но злые навыки жить играючи
Не исчезли, хотя слиняли, момент прошляпили,
Превратившись в вонючую слизь, в комок пошлятины.

То, что раньше казалось шармом – теперь нелепица.
Бог стучит, свинья доедает – судьба не лепится.
Идеал мещанства воняет свежо и молодо
По сравнению с перебродившим бунтарским солодом.

Но что самое главное – мысли совсем разлажены:
То, что прежде звенело, теперь оказалось лажею.
Так он вырос – как некогда вырастал из обуви –
Из любви, из дружбы, из быта, из жизни. Что бы вы

Там себе ни думали – надо учиться стариться,
Чтобы не превратиться в злую гниющую старицу,
Чтобы течь тяжело, но ровно в низовьях века и
Отмечать свой путь невеликими, но вехами.

Только рок орудует, словно палач на площади…
Изменить бы себя: сделать проще бы, плоше бы, площе бы –
И вписаться в кривую судьбы, и вписаться в анналы не
Безнадежным «ку-ку», а заслугами – пусть и малыми,

Не весьма заметными, но где-то порой полезными.
Он не смог – скатился на дно, заболел болезнями,
И его встречали за несколько лет до ящика
В компании доктора Бехтерева и доктора Кащенко.
 

 

 

***

 

С предпоследним дыханьем рождественских бурь
Понимаешь ясней и ясней,
Как сильна эта жизнь – стопудовая дурь –
Потому и не справиться с ней.

Ты ее испытуешь стихами, гульбой,
Изуверствуешь, мстишь сгоряча,
Но она нависает, как меч, над тобой,
А точней ожиданьем меча.

Ожиданьем того, что откроется лаз
Или, скажем, отверзнется вход
В темноту, где незряч самый пристальный глаз
И беззвучен распахнутый рот.

Глянув в это ничто без опор и границ,
В пустоту, где что пой, что не пой,
Ты юродствуешь, каешься, падаешь ниц
Перед грязной, ничтожной, тупой,

Но такой притягательной – до мандража
Похотливого, до столбняка –
Дурой-жизнью, которая, воя и ржа,
Сохраняет тебя, дурака.

Даже если почувствуешь: полный привет –
Задержись перед вечной тщетой,
Потому что и запах, и голос, и цвет…
И шершавая твердь под пятой…

  

  © Дмитрий Коломенский 2005

На форзац ] О чем это я ] Майна ]

 

 
Hosted by uCoz