Переполох в гареме

Вира ] На форзац ] О чем это я ]

 

28 апреля в ТКЗ Дзержинского происходило танцевальное представление «Переполох в гареме». Ну, Бойкот, понятное дело, туда и намылился – посмотреть на людей, танцующих в Питере танец живота.

 

Оговорюсь сразу: дальше нижеследует мнение зрителя, знающего этот танец в начальном уровне, но все-таки (льщу себе надеждой) отделяющего мух от котлет. Язык у меня неострым никогда не был, поэтому если кого задену ненароком – уж извиняйте, оно не со зла, а исключительно для пользы дела.

 

Для начала: от мероприятия осталось стойкое впечатление 80% положительного впечатления, и примерно 20% - халтуры. О том и другом в деталях – ниже. На мероприятие я, кстати, собиралась для полноты социологического исследования притащить какого-нибудь приятеля мужского рода, но рода не случилось, поэтому смотрели вдвоем с подругой. Впрочем, к концу представления я поняла, что мужчине там и нечего было бы делать…

 

Сначала - о хорошем. Во-первых, я абсолютно не жалела в конце вечера о потраченных деньгах и времени, а это немало значит. О представлении я узнала абсолютно случайно – по афише в метро, плюс еще пошарила на форуме питерского беллиданса – но там восторженные восклицания о представлении произносились, скорее всего, самими его участницами – так что смысла доверять им было немного. Тем не менее, купившись на любопытство, пришла.

Зал «Дзержинки» был полон примерно наполовину – что, по моим понятиям, неплохо для представления с не самыми дешевыми билетами. Другое дело, что антураж самого зала менее всего подходил для танцев подобного рода – на этой сцене бы, в пыльном плюше, в красных креслах – какой-нибудь сбор комсомольцев-бригадмильцев смотрелся бы куда органичней. Но найти удачный зал – дело случая и - часто – очень больших денег, поэтому молчу и не придираюсь. Свет и звук, кроме вида, в зале тоже оставляли желать лучшего – и это был уже вполне существенный недостаток для выступавших.

 

Кратко изложу ход событий «Переполоха в гареме», почерпнутый мной из аннотаций. Действие происходит (якобы) в Персии, главным действующим лицом является Ходжа Насреддин. Х.Н. ворует у богача на базаре кошелек, и не находит в данной ситуации ничего лучшего, как спрятаться от последнего в гареме султана среди его наложниц. (Пожалуйста, не спрашивайте меня, что общего у Насреддина, Персии и султана, кроме гарема – я этого не выдумывала, поэтому не знаю). Гаремные обитательницы сначала шокированы, потом, чтоб не выдать Х.Н. евнухам, гримируют и одевают его в красну девицу, учат соответствующим танцам и т.д. Дело кончается тем, что султан выбирает себе Х.Н. в любимые жены, польстившись на его танец. На сем сценарист и завершил действие, предоставив Х.Н. самому выпутываться из сложившейся не по его вине гомосексуальной ситуации.

 

Представление это, премьера которого состоялась 8 марта, поставила как хореограф Наталья Сон, человек в танцевальной среде небезызвестный и всяческим образом заслуженный. В спектакле занято приблизительно 50 танцовщиц. В спектакле продемонстрированы практически все подвиды восточного танца: танец с тростью, танец с вуалями, танец с бубном, танец с цимбалами, танец со свечами, танец с кинжалами, танец с саблей. Основной тип построения действия таков – на сцене находится от десяти до двадцати танцовщиц, создающих (пардон) массовку, и солистка, которая ведет основную партию и привлекает к себе внимание зала. Зрелище длилось порядка двух часов с небольшим, чисто условным антрактом. Музыка звучала самая разнообразная – от псевдовосточной обработки Моцарта до типичной танцевальной арабики, от Далиды до Мисирли Ахмета и «Оркестра Элементари» (за что отдельное спасибо – кажется, это был «Ветер пустыни»). Внешние данные, психотип, возраст и комплекция женщин-танцовщиц были самые разные – и все они двигались по большей части очень гармонично и раскованно, даже дамы, которых назвать полными будет еще политкорректно, танцевали с кайфом от процесса и блеском в глазах. И смотрелось это с точки зрения танца очень красиво. Танец живота вообще очень жизнеутверждающая вещь, даже если не танцуешь, а просто смотришь – и настроение такие мероприятия поднимают здорово. Может быть, в Питере есть еще какие-нибудь танцевальные представления по восточным танцам, но ни о чем, сравнимом по масштабу с конкретным случаем, я пока не слышала. В этом плане – глубокое уважение и столь же глубокая благодарность Наталье Сон, мои комплименты и мое восхищения принимавшим в нем участие танцовщицам, и, в общем-то, даже рекомендация – это стоит посмотреть.

 

А теперь перейдем к кровавому разбору деталей.

Если к постановке танцев у меня претензий практически нет (да и быть не может – я реагирую на них как зритель, а не как профессионал), то к моментам оформления этих танцев у меня претензий предостаточно – как раз те самые 20%, оставляющие собой впечатление клубной самодеятельности и халтуры.

На входе мне вручили программку (бесплатную – приятная неожиданность), но предупредили, что по ходу дела будут «незначительные изменения». Внимательно оную программку изучив и пытаясь соотнести увиденное с написанным, я пришла к выводу, что изменения были не столь уж незначительными.

Однако – по порядку.

 

Со стороны сценария и чисто драматургических деталей, со стороны актерских работ (а таковая – хотя бы одна, у Насреддина – должна была быть) представление полностью и бесповоротно разваливается.

Во-первых, дурацкое, дурацкое, дурацкое название!!! Если бы я не знала, на что иду, я бы никогда не пошла на спектакль с таким названием, которое у меня на слух ассоциируется с дешевым варьете а ля восточная клубничка. Я понимаю замысел автора: на сцену нужно было вывести полсотни женщин, чтобы дать возможность выступить большинству танцовщиц, а где еще на востоке можно увидеть такое их количество, как не в гареме… но вот уж нет, увольте. Название мне не нравится напрочь, и, хотя я сама прекрасно знаю, как трудно найти чему бы то ни было удачное название, с грустью приходится констатировать, что в данном случае поиски сценариста завершились откровенной неудачей.

 

Во-вторых, создалось у меня впечатление, что с какого-то момента действие, и без того не сильно обремененное связностью и смыслом, и вовсе пошло наперекосяк. Возможно, что это так и было задумано, так же как накладки со звуком и занавесом, но что-то я сомневаюсь.

 

В третьих, исполнитель роли Насреддина, анонсированный в программе как всевозможный призер и финалист чемпионатов по всевозможным танцам, большую часть времени проводил за сценой, публика успевала о нем забыть, и немало изумлялась, когда он снова показывался только для того, чтоб неприкаянно постоять на сцене (невольно вспоминается Кортнев: «ну что вы стоите, как некий столб? ах да, я прибил вас к паркету, бедный…»). Актер он был некудышный, участие в действии принимал весьма условное, хотя всяческих похвал достоин за танец под псевдовосточно обработанного Моцарта, когда этот паренек солировал в танце и очень удачно исполнял основные движения ТЖ, что для мужчины, как мне кажется, не так уж просто… мама, а он даже шимми делал! (а ему, по логике, это делать совсем уж и нечем ;)) Да, тут уж вот был просто писк восторга. Но за два часа действия это был почти единственный его энергичный момент. Возможно, тут виноваты изменения в сценарии – он должен был, по логике, блеснуть в танце дуэтом с Султаном, когда последний выбирает Х.Н. в любимые жены. Но этого объявленного танца не было – вместо него был поставлен некий танец любви и разлуки между Х.Н. и гаремной девушкой. Да и с султаном нас накололи – на афишке было сфотографировано обаятельнейшее волосатое чудовище в тюрбане (сразу возникла мысль, что если уж такой Насреддина выберет, так уж Насреддину точно не поздоровится), но появления его на сцене мы не дождались Короче, вердикт: Насреддина как такового можно было бы безболезненно ампутировать из представления – представление ничего бы не потеряло.

 

В-четвертых, был еще Голос Из-Под Потолка. Молодой мужской голос, от желания казаться медленным и  таинственным казавшийся унылым, постоянно комментировал происходящее на сцене: «А вот сейчас девушки проснулись и ждут прихода Султана… они решили не выдавать Насреддина. Ох, уж эти проказницы!..». Раздражал голос немеряно. Вот от голоса я бы серьезно советовала отказаться. Он то задумывался не к месту, то не успевал за происходящим на сцене, то перегонял действие… а еще эта скучная благостная интонация… В конце концов, как справедливо заметила мне подруга – в балете же нет голосового комментария. В программе все написано – может, лучше будет немного доработать сценарный план так, чтоб было понятно без комментариев, и ничто бы не отвлекало от отличного танца?

 

Теперь собственно – о танце. Ввиду того, что, как я уже писала выше, я запуталась в соответствии программы исполнению, я могу только выдавать восторженные крики типа: «вон та, в красном костюме, вы были хороши!». Заранее прошу прощения, если кто-либо посчитает это вольностью. В основном, мои нижеследующие возгласы относятся к солисткам, хотя, конечно, «старшие жены» и «младшие жены» также заслуживают выражения приятных эмоций.

 

1. Женщина с темными волосами, дважды исполнявшая сольный с тростью – спасибо, это было замечательно, можно было видеть Танец, а не просто – как это сделано. Без комментариев.

 

2. Темноволосая девушка с татуировками на левом плече и спине – большое спасибо. Отличное исполнение.

 

3. Девушка с темными волосами до плеч, слегка вьющимися – если не ошибаюсь, танец был исполнен в черном костюме, юбка расшита серебряными монетками, также участвовавшая в дуэте с тростями  – браво, это было исполнено задорно и со вкусом, и было приятно смотреть на это личико, на котором написан неподдельный кайф от самого процесса танца. Это очень зажигает публику, если танцовщица сама радуется своему танцу.

 

4. Две рыжеволосые (фото обеих есть на программке) – это было замечательно, спасибо-спасибо.

 

5. Номер на музыку Далиды – уж извините – был завален насмерть. Солистка в белом (она и потом появлялась на сцене) имела темперамент вареной рыбы, хотя двигалась неплохо, и на лице у нее было написано: «сейчас я доделаю эту скучную работу и пойду домой, смертельно уставшая». Такое впечатление, что девушки, создававшие массовку, лучше чувствовали музыку, чем она. После она еще раз показалась на сцене, тоже в белом, но с огненной пополам разрезанной вуалью – и выглядела уже поживей, но дело это не спасало.

 

6. Девушка с золотистой вуалью, в начале танца закрывавшей все лицо – мое почтение, это было очень хорошо.

 

7. Вообще из танцев с предметами лучше всего прописанными мне показались танцы с кинжалами, с саблей и с тростью. Партер работали в двух последних танцах, но мало, впечатлила работа животом в танце с саблей. Танец со свечами представлял немного не то, на что я надеялась, но был хорошо поставлен, да еще на любимую музыку, да еще и – рыженькая с локонами солистка, темпераментная и лукавая – браво вам.

 

8. Танцев с тростью было чересчур много, по-моему. Два сольных, один дуэт (отличный дуэт), групповые постановки… Когда много хорошего – это тоже много. К концу второго часа программа стала приобретать однообразие, и прощальные танцы Насреддина смотрелись уже так себе, скучновато.

 

9. Хорошо поставлен танец раздора в гареме, очень энергично. Если б еще Насреддина реанимировать, чтоб был поживее чуть-чуть…

 

10. Сцена с детьми. Вообще-то я не люблю, когда детишек научают каким-то взрослым играм, а чего уж взрослее найдешь, чем танцы живота… однако, движения были подобраны со вкусом, девочки были очень координированы для своего возраста, смотрелись вовсе не пошло, естественно и изящно, так что за эту сцену – отдельный респект.

 

11. Не везде наблюдалась синхронность – как раз там, где танец шел в группе из 10-20 человек, где это особенно требовалось. Или я придираюсь?

 

12. И последнее, пожалуй. Понимаю, что выскажу весьма сомнительный постулат, но все-таки… Ясно, зачем было поставлено такое масштабное представление – см. выше. Но я понимаю ТЖ как в некотором роде более индивидуальный и интимный процесс. Когда на сцене так много танцовщиц разом – это утомляет зрение. В ТЖ женщина раскрывается, как цветок – а как раскрыться, когда тут таких цветков на грядке – целый легион. В общем, мне больше нравится, когда танцовщица на сцене вообще одна (крайний случай - дуэт), тогда возникает у зрителя состояние завороженности танцем, чего в коллективе – ввиду того, что глаз чисто физиологически отвлекается на постороннее движение на сцене – не достигнешь. Но это, повторяю, только мои проблемы восприятия. По той же причине и мужчине там было бы делать нечего, они ж любят – когда одна и в пределах достижимости, а не когда глаза разбегаются и – все на сцене ;) Это я могу два часа смотреть с неослабным интересом, «как же она это делает?!».

 

В заключение – еще раз спасибо тем, кто все это шоу организовал и поставил, всем, кто принимал в нем участие, а также прошу прощения у тех, кому мое мнение, возможно, показалось слишком резким. Надеюсь, «Переполох в гареме» откроет собой серию питерских танцевальных ТЖ-шоу.

 

© bojkot 04/2005

Вира ] На форзац ] О чем это я ]

 



Hosted by uCoz