Тузики поневоле

Вира ] На форзац ] О чем это я ] Майна ]

На своем поле против ЛИТа

 

ниже – много желчи, цинизма, гордыни и довольно-таки длинный текст… давненько я не брал в руки шашек (С)

 

 

Эпиграф:

Аварийный выход. Выдерни кольцо – и подожди восемь секунд (С) Сабайтис

 

 

Всякая история уходит своими корнями в легенду.

Нижеследующая история, конечно – не исключение.

Вначале была легенда о ЛИТе.

Легенда о некоем учебном заведении далеко в столице, где учат, как надо писать стихи (и даже иногда - прозу). Правда, практичный Виговский утверждает, что в ЛИТе в первую очередь учат, как не надо писать стихи, но я думаю, и без первого не обходится. Кроме того, тот же Виговский благородно полагает, что первородное право пинать ногами ЛИТ в лице его выпускников имеют как раз-таки выпускники ЛИТа, но Бойкот никогда благородством не отличался, а подобный внутренний пинбол, что ни говори, отдает душком кастовости. Сами производим – сами пинаем. Тухлые помидоры, так сказать, для служебного употребления. Думаю, что я имею право на мнение читателя – мнением читателя все нижеследующее и будет являться. Точнее, даже мнением слушателя – ибо, видит Бог, за несколько лет довелось…

 

Легенда о ЛИТе долго держалась в наших сердцах. Говоря откровенно, я, в гордыне моей, никогда и не полагала, что кто-либо сможет научить меня писать стихи. Пожалуй, в отношении меня это удалось бы только Высоцкому, будь он жив. Впрочем, даже мертвому – ему кое-что вполне удалось. Но… возвращаясь к прозе жизни. Писать стихи научить нельзя, зато можно научить не делать ошибок на уровне вкуса, на уровне эстетики, на уровне этики, наконец – если подразумевать, что в такой тонкой сфере, как литература, процесс обучения и его результат более, чем где-либо, зависит от деспотических связей «учитель-ученик», и это в первую очередь – духовное ученичество. То есть, если тебе повезет, попадется в наставники достойный человек, возможно, своим примером он пристыдит тебя лажать в части правдивости, сердечной подлинности написанного. Плюс, разумеется – общая физическая подготовка, т.е. начитка классики, теория стихосложения, история литературы… в общем, вещи нужные для кругозора, говоря откровенно. В некотором роде – кузница интеллигенции. Так вот высоко и наивно понимала я значение ЛИТа…

А потом началась жизнь.

 

Теперь поясню, к чему это я.

Уже восемь (или больше? девять?) лет в Гатчине (а не НА Гатчине, привычно подчеркиваю для слабо знающих русский язык) проводится кинофестиваль «Литература и кино» - фестиваль экранизаций литературных произведений и документалистики, имеющей отношение к литературе, почетным президентом которого является, если не ошибаюсь, Даниил Гранин. Одним из учредителей фестиваля выступает, соответственно, Литературный институт, и Сергей Есин собственной персоной. Каждый раз в конце февраля – начале марта на протяжении недели в нашем маленьком городе тусуется странная команда кинематографистов, известных (и не очень) актеров, а также – делегация литинститута, которая представляет собой обычно пару маститых – как-то приезжали за раз Рейн, Бек, Кузнецов – и легкую сворку начинающих: это бывают студенты ЛИТа, выпускники, деятели художественных групп, гнездящихся возле ЛИТа (типа «Алконоста»), выпускники высших писательских (или литературных? – не ручаюсь за точность формулировки) курсов и прочие, прочие, прочие.  Каждый раз, начиная с первого, в 1998 году, когда приехала тусовка «Алконост» во главе с Алексеем Тиматковым – начиная вот с той самой давнишней пьянки с москвичами на частной квартире, где в тот год собралась взрывоопасная и совершенно не понимающая, что им друг от друга надо, компания: Алексей Тиматков, Всеволод Константинов, Михаил Свищев – от столичной стороны, Всеволод Кондратович и Маруся Климова (с той поры и повелась моя к ним идиосинкразия), Владимир Шпаков (ныне редактор отдела прозы в «Неве»), Павел Мейлахс  - от Питера, Владимир Лавров, Игорь Межуев, Юлия Ламская, Дмитрий Коломенский, Михаил Богуш и я – от хозяев поля (часть имен со всех сторон выпало из памяти за давностью лет, но это уж не суть) – так вот, вертаясь к началу предложения, именно с той памятной пьянки после чтения московских гостей в местном гатчинском краеведческом музее – доме-музее художника П.Е.Щербова – и решено было устраивать некие совместные избы-читальни. То есть, это решили не мы – это решили в оргкомитете фестиваля – они хотели найти москвичам публику, а нашли кулачные бои.

 

Силами главного библиотекаря б-ки им. Куприна, а по совместительству – ученого секретаря гатчинского ЛИТО «Меридиан», Алены Тришиной это действо из сбора публики и укладывания ее под Москву превратилось в то, что Алена пафосно обозначила, как «встречу поэтов трех городов» - Москвы, Питера, Гатчины. Нам от Гатчины деваться было некуда – мы там жили, и самим фактом знакомства по сути были обязаны Алене, а ЛИТО «Меридиан» под чутким руководством М.Б.Кононова – это не только помянутые Лавров, Ламская, Межуев, но и присутствующие в ЖЖ Коломенский, Богуш, Беляева, ваша непокорная, а также забредавший по причине сродства Сабайтис, втянутый в эти страшные игры дружбой Бутягин… в общем, то, что в 2001 году Дарья Суховей обозвала «региональной школой поэзии». Помнится, региональная школа долго хохотала всем регионом, потому что – чего-чего, а уж таковой школы у гатчинцев не было отродясь.

 

Надо сказать, что за эти семь-восемь лет москвичи приезжали разные - и с разной целью. Попервоначалу они приезжали – просвещать. Не сказать, как мы бывали тронуты их хождением в народ. Подразумевалось, что, узрев их светлые лики, региональная школа закроет уши, посыпет свою главу (чью конкретно главу следовало бы избрать для этой цели – уж не знаю, видимо, высокий лоб Михаила Борисовича Кононова) пеплом и немедля увенчает их лаврами. Что тут больше рулило – до сей поры не знаю: то ли столичный снобизм, то ли личная тупость, то ли (по их мнению) – престиж литинститута. Видя, что мы главу пеплом отнюдь не удобряем, столичные протрезвели, пригляделись, и выяснили, что в местном болоте расселась вполне себе приличная стайка куликов. Со второго-третьего приезда московские стали не только читать в Щербова и  по-быстрому сваливать на ужин – они стали слушать наших, традиционно идущих вторым отделением, и даже перестали предпринимать просветительские попытки, типа: «я написал песню на стихи Гумилева… был, знаете ли, такой поэт в начале века в Петербурге».  На вчерашней встрече уже было прямо заявлено, что они не намерены «самоутверждаться за наш счет» (наше вам гран-мерси) и хотят нас послушать. Видать, правильно говаривала покойная Нонна Слепакова, что «молодых щенят нужно учить», правда, она говаривала это несколько по другому поводу.

 

Конечно, дело было еще и в том, кто приезжал, какой командой. После тиматковского приезда в 1998 году качество студентов стало резко ухудшаться. Я отнюдь не виню ЛИТ в целом, но создавалось упорное впечатление, что на кинофестиваль (ну не в Канны же – в Гатчину) упорно сливают редкостный отстой. Приезжали студенты, читающие муть, приезжали студенты, поющие прибардованную муть (БК – Ненавижу бардов!!! ДК – Я тебя умоляю, не называй их бардами, говори просто – мудаки с гитарами!), приезжали два двоюродных брата по разуму, один из которых был «ангельский голос России», а второй, выпускник высших писательских, как на грех, писал ему песни – с супер-хитом всех времен и народов «Давайте купим паровоз!». Создавалось впечатление, что условная причастность к литинституту дает право каким-то левым людям глумиться над слушателями в самой разнообразной, извращенной форме, зачастую к литературе никакого отношения не имеющей – просто ансамбль песни и пляски, а на бис еще и стрип-шоу ужасов. И никто в тексте – ни слова, ни полслова… помню, как Ламская слушала их выступление в обойме со своими мэтрами и твердила шокировано: «Ну, я понимаю – Кузнецов. Это я понимаю… Но Бек… Но Рейн??? Как Рейн-то мог ТАКИХ привезти?». И не было ей ответа.

 

Надо сказать, мы ежегодно честно ходили на эти увеселения для бедных. Самоутвердиться? О нет. Лично у меня поначалу действительно было искреннее желание услышать что-то новое, хорошее, оригинальное. Я ведь всегда напряженно вслушиваюсь в пустоту в поисках звука – а вдруг? Но тут – не раздалось ни разу. Затем, кроме - их посмотреть, появился второй мотив (когда стало понятно, что эти боги не умеют обжигать даже горшки) – себя показать. Но через пару лет пропал и этот стимул – а смысл показывать себя, когда объективно перевес сил на нашей стороне? Глупо. Осталось последнее – как говорит Коломенский: «Такое развлечение – и на халяву». Бывает, мы звали в группу поддержки почитать кого-либо из Питера – нас об этом просили организаторы. Но, в общем и целом, было скучно. Разве что: два года тому назад вернулся неунывающий Тиматков и его команда: традиционно датый, но зато прилично пишущий Константинов, Александр Переверзин, и еще три-четыре человека, чьих имен – убей – не помню, но компания в целом сложилась приятная. Не сказать, что я считаю Тиматкова сильным поэтом – он скорей шоумен, массовик-затейник и недурной распорядитель-организатор. Как он пас своих парней – это ж было любо-дорого! За все время существования фестиваля он здесь был пять раз, и если уж не был ответственен на качество привозимого, то, во всяком случае, на него можно было положиться в плане приличного вида московского выступления – организация и конферанс. В этом году Александр Щуплов, будучи главным по тарелочкам, недюжинно отличился, когда его попросили представить московских ребят, примерно так сформулировав проблему: «Я их по именам не знаю, а вообще у них на животах такие табличечки висят (т.е. бейджики – прим. бойкота), вы можете прочитать их фамилии, если интересно, а имена они будут называть сами…» И вот выходит такой весь из себя поэтический вьюнош и говорит: «Серееееежа…».  И смех, и грех. У меня вертелось на языке предложение, чтоб они все-таки называли не только ФИО полностью, но и фамилию мастера – с чьего семинара нагрянули к нам? – но по опыту знаю: подобный вопрос ЛИТовцев (ну, может, только тех, конечно, кто к нам приезжает) шокирует донельзя, они смущаются и кокетничают так, словно у них спрашивают, кто конкретно их лишил невинности, да еще – с указанием подробностей…  Конечно, отчасти они правы – если рассматривать, так сказать, невинность ментальную. Но, дай Бог, в ЛИТ они тоже поступают не чистым листом, а взрослыми людями, так нефиг и ломаться, как девица на выданье.

 

Но – возвращаясь на два года назад. Это был хороший год. Из семи москвичей четверо были приличны, а Константинов – так и просто хорош. А наша сборная… о, это была dream-team (сказал Бойкот и мечтательно облизнулся). Несмотря на силу соперника, мы сделали их с приличным отрывом. Питер+Гатчину представляли: Дмитрий Коломенский, Алексей Сычев, Александр Бутягин, Михаил Богуш, максим Сабайтис, Анна Беляева, Зоя Барзах и я. Москвичи выжили только потому, что на чтения пришли изрядно подогретыми, что, впрочем, не мешало им и читать хорошо, и публикой быть приличной. После чтений мы отправились на дом к Гатчинскому Главному Художнику Владимиру Монахову (он просто через дорогу от музея живет, и места у него много), где погодя к нам присоединились москвичи.  Они пришли – семеро, и каждый гордо выставил на стол по литровой бутылке коньяка. Посмущавшись, они еще выложили пару шоколадок. Потом мы еще долгое время пили, читали и общались вкруговую – и это было славно.

 

Прошлый год был тоже со светлым пятном – оригинальная девочка с семинара покойного Кузнецова, Анна Русс (если я не путаю написание фамилии), настолько по слогу оригинальная, что, каюсь, закралось в мою душу недоумение – как же она вообще в ЛИТ поступила?

 

 

Что касается вчерашних событий…

Во-первых, снова приехал Александр Щуплов. Это такой кондовый поэт с генным набором «среднего советского», без малейшего чутья на язык, нехрупкий мужчина, вместо лица имеющий вареный пельмень, а на шее носящий декадентский трехцветный шарфик. Аксессуар производит такое впечатление своей раскраской (ярко-синий, ярко-желтый, ярко-красный, ярко-синий… и т.д.) и фактурой, будто он стибрен с узенькой шейки какого-нибудь первоклассника. Не иначе – у внучка отобрал. По этому шарфику, кстати, Коломенский как вошел – так его и опознал: Щуплов, говорит – точно, он уже три года сей шарфик не меняет. Впрочем, даю рабочую гипотезу – может, он у него выездной, этот шарфик. Так сказать, концертный. Клево смотрится поверх серого пиджака.

 

При Щуплове был следующий народ.

Сергей Бочков (доброжелательный ДК: Бочков или Бачков?) с двумя текстами – один, помнится, про пролетария. Ужасен. Драматург (кажется, звали его Олегом – повторюсь – они смущенно бормотали под нос свои имена  и вообще не заикались про фамилии), печатающий свои пьесы в «Юности» и «Театре», который зачел нам страницы полторы своего бессмертного произведения «Домик в Жаровне», пояснив, что писал вроде как по мотивам «Домика в Коломне» А.С. После первого претендента на славу второй субъект нам показался почти приличен. Он пытался шутить и вести чтение в легком тоне (каковой, впрочем, был предписан сюжетом), но вызывал в памяти примитивный, но стойкий вердикт Промокашки из «Места встречи»: «Не, это и я так смогу».  Драматург показался не то, чтобы светлым пятном, но - несколько менее серым.  За драматургом пришел прозаик, который поклялся, что – лауреат премии «Дебют», и у нас не было причин ему не верить. Прозаик был так себе… и читал рассказ по расстригу-семинариста, коий на путь истинный наставляет гулящую девку. Видимо, комический эффект должно было произвести сочетание церковнославянского жаргона семинариста с обыденной речью девушки. Что касается стиля в целом, то явно были видны ремесленные штучки – то есть, не самобытность стиля в целом, но желание писать «ярко и образно», в терминологии бездарного учителя литературы очень средней школы – когда образ получается натужным и натянутым, как не буду говорить – что на что, и ясно просматривается замысел автора: быть оригинальным во что бы то ни стало.  Впрочем, публике понравился момент прозы, когда семинарист отогревал под настольной лампой мух – чтоб жужжали и производили вид жизни в зимнем деревенском доме. Однако, по сюжету – разочаровал. Со всеми приготовлениями семинариста – колун на плече, веревка в кармане, девушка, ведомая ночью к реке в безлюдное место – оставалось отчетливое впечатление, что «будет мокрота» (С) «Свадьба в Малиновке».  А оказалось, этот полоумный, прорубив прорубь, желал оную девицу не как-нибудь, а всего лишь в купели как бы омыть… бред, короче. Или это мода такая – прозу писать, чтоб вроде как бы ни о чем. Чтоб вроде как бы ничего не происходило – одна только рефлексия. Но ведь для рефлексии, чтоб она отдельно от экшна была читаема – для нее нужно иметь мозги? Или как? Или проще иметь мозги читателя? Не понимаю.

 

А после прозаика пришел Молодой Поэт. Ах, мечта всей жизни моей, Максим-свет Лаврентьев! (Коломенский, молчать!). В общем, конечно, даже Бойкот неравнодушен к красивым парням – посмотреть-то приятно и Бойкоту. Это, значитца, был роскошный экстерьер… Высокий, симпатичный на мордашку, с правильными чертами лица, сероглазый, в вельветовом пиджаке… но, как бы это негрубо сказать… «всегда восторженную речь и кудри черные до плеч». Кудри, правда, были каштановые, а не черные, и вовсе не до плеч, но вот уж восторженности и жеманства было не занимать. И очень интересная, кокетливая манера держаться – типа Рената Литвинова в мужском варианте. И некая поставленность – и голоса в разговоре, и реплик в беседе – все ориентировано на произведение впечатления. Мил был сей персонаж, очень мил. Вот только когда рот раскрыл… Ну, я понимаю, что при такой внешности умным он быть не обязан, что в екатерининский век сделал бы карьеру, ни слова вообще не говоря… но… иногда я очень, знаете ли, понимаю мужчин. Мол, молчи, дура, я сам за тебя все придумаю, и тебя – в том числе. Единственное, что даже у самых умных мужчин идиотизм партнерши физиологию в основном не перешибает, а вот я, склонная влюбляться в том числе и ушами, не выношу, когда оные уши вянут – тогда сам процесс влюбленности прекращается сам собой ввиду атрофии рабочего органа. Почему-то ум мне непременно представляется необходимой чертой настоящего мужчины, одной из самых необходимых черт. Впрочем, врать не буду, и сильно пинать ногами Максима не буду – не идиот. Не в клинической степени. Как говорила Тэффи, своих поклонников надо любить, ну или уж (перефразировал Бойкот) ногами пинать – тоже ласково. В конце концов, после чтений сей мэтр снизошел сказать мне нечто весьма приятственное, и мы перемолвились словом, которое (см. выше) тут же набило мне оскомину своей кокетливой интонацией. Не надо путать роли, парень, в диалоге должна кокетничать я! Ненавижу, когда мне перебивают соло… Забавно, что проперло его с интервалом в год – год назад особых восторгов он мне не выказал, разве что ухоронил их глубоко в своей трепетной поэтической душе. Или просто – в сиреневом я смотрюсь эффектнее, чем в черном. Впрочем, пока он читал из себя, я со второго ряда развлекалась старой бойкотной игрой на устрашение, на владение ситуацией – не отрываясь, смотрела ему в глаза. А взгляд у меня темный и довольно насмешливый… Хорошая тренировка, кстати - решение ситуации, исходя из самых древних реакций подсознания: человек напротив тебя или зверь, посмотри ему в глаза – и тот, кто первый отведет взгляд, тот и слабее, тот и уступает территорию. Но наивный мальчик, видать, расценил мое внимание с более приятной для него точки зрения.

 

Начал Максим Лаврентьев с того, что сказал: закончил-де ЛИТ, сейчас там работает, и вскорости набирает свой семинар… «и если кто-нибудь из вас в этом заинтересован, можете попробовать поступить». Ха! Надо было видеть лица Сабайтиса & Беляевой! Этим фанатичным поклонникам «Зенита» в частности и футбола вообще в тот момент для полного счастья не хватало только поп-корна и крика «судья – п***с!». Во всяком случае, во взгляде что-то такое про судью читалось отчетливо… Хоть, может быть, это был проблеск Грибоедова, типа: судьи кто?
Затем Максим сказал уже приведенную фразу, что не намерен самоутверждаться за наш счет (что бы, блин, это значило?), и потому (???) почитает несколько текстов из выходящего вот-вот в тираж издания «Бабочка-книга», издания в основном грустного, но там есть вещи и немного более веселые, которые, как он надеется, нас немного согреют. Во-первых, мне не понравилось то, что он, в отличие от своих коллег и даже Щуплова, читал не по два текста, как они сами предложили, а четыре-пять, хотя это и дало нам, в свою очередь, повод, читать потом по четыре текста. Ну, как бы некрасиво пальцы гнуть – типа он самый талантливый и значимый в делегации. Ну ладно. Второе. Этот парень на пару секунд заставил меня почувствовать себя идиоткой, а это, знаете ли, дорогого стоит… Ну сбил он меня с толку. Не могу понять никак, он эти свои тексты всерьез читал, или так юморить пытался? С другой стороны, Сабайтис утверждает, что попытка юмора равносильна попытке маразма. И он в чем-то прав. Для юмора то, что читал Лавреньев, не катило, для сурьезу – было довольно скучно. Типа того анекдота, которому смеется только сам рассказчик. Плюс такой странный гладенький слог, присущий определенному типу благопристойных выпускников ЛИТа: вроде бы, все верно, ухо нигде огрех не царапнет, а с другой стороны, текст – как накатанный каток, сер, и не за что уцепиться вниманием.  Блекловато так оно все. Максим удручил меня возникшим во мне внутренним вопросом: интересно, а как они отбирают себе преподов в ЛИТ? Вот из таких вот мальчиков? Понятно, как Тиматков стал проректором – он действительно ушлый организатор. Но Лаврентьев? Что нужно иметь, чтоб стать преподом? Красный диплом, абсолютную серость, мужской пол, деньги, известную семью из богемы, приятную внешность, протекцию мэтра, который такое вот подмэтрие пристроит на свободное место… что? Или в ЛИТ, как в большинстве других высших учебных, в преподы сейчас идут те, кто не способен устроиться во внешней жизни ввиду своих нулевых дарований? Так, что ли? Ну, я, например, прекрасно могу представить, как семинар вел бы восхитительный Дмитрий Мурзин, тоже выпускник ЛИТа – и это были бы интересные семинары, и, думаю, не только для меня… но здесь… недоумение, недоумение, недоумение….

 

Все, что запомнилось из текстов Лаврентьева, это строчка из якобы юмористического стиха, где говорилось, что по ночам он, как сыч (или филин?), охотится на баб… Бабы у меня с мышами никак не ассоциируются. Нет-с, увольте-с.

 

Вслед за Молодым Поэтом читал Молодой Прозаик.  Молодой Прозаик был точно таков же – выпускник ЛИТа, также практически готовый к семинару (или уж и ведущий его – не помню), разве что – не в вельветовом пиджаке, а в долгополом черном пальте, и в очках, и внешностью – такой несколько одухотворенный Родион Раскольников. Поражать наше воображение он начал не прозой, но стихами в прозе, как он выразился. В общем…что я скажу… не Тургенев, однозначно. Главное, что стихи были короткие, и читал он их всего две штуки. Перед вторым он произнес следующую реплику, дабы ввести нас в курс дела, а то – вдруг не поймем чего: «а вот я не знаю… а у вас в Гатчине хот-доги бывают?». Фраза блестящая, из разряда восторженного щебетания мадам Смеховой на одном из прошлых фестивалей, обратившейся из жюри к залу: «Ну вот, наконец, мы заехали в настоящую глубинку… и я вижу простые русские лица, так приятно!»… Конечно, согласился Сабайтис, бывают они у нас, мы урожай хот-догов дважды в год собираем – озимые и яровые. Второе стихотворение господина прозаика мне запомнилось таким креативчиком (пересказываю вольным стилем, но с максимальным соблюдением художественного эффекта): я  иду по улице, жру говно хот-дога, курю бычок в помаде, пью пиво из обслюнявленной банки, я хочу залезть на любую встречную женщину, как на пальму, и на мужика бы я влез, так вот мне хочется тепла. Если честно, я думаю, что он думает, что это был юмор. После его выступления Сабайтис сказал, что больше не печалится о том, что эволюция человека вошла в ступор, ввиду того, что мозгу дальше некуда развиваться – он уверен, для эволюции – вот посмотри на этих – еще столько простора, ну столько простора… у человечества еще все впереди.

 

После прозаика читал Щуплов, но о нем я все сказала выше. Это было просто скучно – как и три года назад, но уже без тех фонетических ляпов, что три года назад.

 

Это еще ничего (осмысливая произошедшее), в конце концов, нам вообще вначале пообещали прозаика, поющего оперные арии.

 

После москвичей читали мы, свое второе отделение. Питерско-гатчинская команда на сей раз была в усеченном варианте: Ламская, Сабайтис & Беляева, я плюс еще парочка последних рахитичных приплодов еще действующего гатчинского ЛИТО «Меридиан», к которому на сей момент мы уже не имеем никакого отношения. Что касается Коломенского, так он прибыл к самому финалу пьесы и первым строчкам моего чтения. Периодически во время всего вечера мы перебрасывались смс-ками, и если сначала его вопросы носили конкретный характер, типа, каковы вести с фронта? есть ли смысл успевать? - то к финалу он уже пустился в чистое хамство, любопытствуя: а каковы поэты?

А вы полагаете, все, изложенное выше, можно уместить в одну смс???

 

Юля Ламская со своим голубиным, воркующим, прерывистым голосом производит на меня прежнее впечатление. Несмотря на то, что она мало пишет в последнее время, она, на мой взгляд, является весьма и весьма сильным и самобытным поэтом – тот странный баланс целомудрия и чувственности в ее стихах, и примешанная к ним изрядная ложка наивности, мистики и волшебств никогда не оставляли меня равнодушной.

Максим Сабайтис, которого я озадачила предстоящим чтением накануне вечером, и который долго ругался на отсутствие с собой текстов, поступил очень просто: перестал ругаться, сел и написал подборку новых афоризмов (один из которых и взят в эпиграф). Москвичи слушали его в полном, глубокомысленном молчании: то ли напрягали извилины в изыскании чувства юмора (и оного не находили), то ли пытались вникнуть в философскую концепцию. Серьезные ребята, преподаватели, это вам не воробьям фиги казать.

Что касается Ани Беляевой, то стихи у нее немножко ведьминские. К абсолютной фантасмагории деталей и практически полному отсутствию сюжета она хитрым образом присоединяет недюжинную подтекстовую иронию – и таким образом, образуется саркастическая фантастика ее стихов. Читатель тут как бы ее персонаж.

О себе скромно скажу, что четыре текста были брошены, как четыре танковых бригады Гагрида, из них, впрочем, два подорвались на своем же боезапасе. Давно не читала – мне был нужен разгон, без трамплина не выйти ласточкой, зависая над залом… короче, первые два текста были в моем исполнении (по внутреннему ощущению) слегка истероидны, а жаль – надо было прочесть их получше.

Коломенский в своем «зеленом безобразии» прибыл буквально на первых строках моего чтения – и вовремя, потому что с первого ряда на меня пялилась очень кислая рожа и портила мне энергетику (уж лучше б сразу лимоны жрала). Коломенский был хорош – что о нем говорить долго. Прочесть четыре текста после сольного вечера двумя часа раньше ему уже было - раз плюнуть. Единственное, он приобрел пошлую привычку кликать меня по отчеству, и если будет упорствовать,  вероятно, скоро дождется с моей стороны панибратского «Эвадьич!».

Даже наши младшие братья по разуму Гриша с Леной не смотрелись на фоне москвичей убого – и спасибо им за это. Москвичам, конечно.

 

После чтения, повторяю, мы перекинулись со столичными парой благожелательных слов – и они отбыли в кинотеатр, слушать Казакова. А мы - ДК, Сабайтисы и я - отправились по заведенной традиции к ДК, пить чай и есть бутерброды. Так что в этом плане вечер закончился удачно.

 

 

Прочитав все вышеизложенное, вы задаетесь вопросом: а не язвлю ли я?

О да.

Но, черт возьми, если б хоть слово – хоть полслова – если б могла я обмануться, если бы хоть намек был на Текст, на Глагол… я готова искренне радоваться, когда мне для этого дают повод. Я продолжаю искать – да-да, я продолжаю искать с фонарем человека – искать в любой компании, будь это хоть лит, хоть не лит.

Но скажите мне, где уже – она, эта наша легенда о ЛИТе?

Где она, хорошо – моя легенда о ЛИТе?

Где человек?

Пусть я хочу слишком многого – но малое в данном случае синонимично пошлому.

Почему большая часть того, что вижу от ЛИТа – это пошлость, серость, бездарность, невероятная распонтованность провинциалов-учившихся-в-москве, эти потуги на место гуру без малейшего на то основания? Почему они – именно оттуда, где должны, черт возьми, хотя бы готовить интеллигентных людей? Хорошо, допустим, это заговор. Допустим, на фестиваль в Гатчину, исходя из того, что – не в Канны, присылают редкостный отстой… но почему ж мне везет-то так на отстой стабильно все восемь лет? И если они таких людей оставляют преподавать – то кто у них там учится?

 

Может, что-то в консерватории подправить? (С) Жванецкий.

Или разруха – не в клозетах, а в головах? (С) Булгаков

Или – когда долго сидишь в нужнике, уже не чувствуешь запаха? (С) народное

 

В чем дело-то?

 

 

P.S.

Горло, конечно, сильно болеть прекратило, но я в отключке  – по традиции, в зале было так холодно, словно это дом-могила художника Щербова, а не дом-музей. Насморк, я тебя ненавижу. От любви до ненависти – один насморк.

Чисто Бильбо в Эсгароте: «бде одень бдиядно».

 

© bojkot 27/02/2005

Вира ] На форзац ] О чем это я ] Майна ]



Hosted by uCoz