1/2 маккартни

О чем это я ] Майна ]

 

Эпиграф:

(весьма задумчиво)

- Маккартни - на Дворцовой - размахивающий российским флагом… Да такое только в диком бреду увидишь…

(С) И.Д. Герман

 

 

Честно говоря, ощущения от всего этого мероприятия были смутные. Возможно, потому, что  когда брала билет, находилась в самом странном умонастроении - надо было один метафизический клин вышибить другим метафизическим клином, поэтому вопрос о получении удовольствия как-то не рассматривался. Что же касается припадков старческой битломании… В прошлом году мы с И.Г. аж в Москву намыливались ехать, но не поехали. А раз оно само к нам пришло, так не грех и заплатить 600 за танцевальный партер, поделенный организаторами на сектора, в которых, как позже выяснилось, не было ровно никакого смысла. А потом, ему же уже 62, недоглядишь и - будет …  все sixty four, как минимум.

В общем, пошли.

Центр перекрыт так, что лучшего и желать нельзя. В устье Гороховой - толпа под зонтиками за заграждением. Адмиралтейский проезд представляет собой сплошной коридор, пустынный, как взлетная полоса, декорированный по бокам техникой, мальчиками в черном (почему у них всегда такой тупой вид?) и ментами. Система трехступенчатого шмона - на трех заграждениях. Металлоискатели при входе на Дворцовую. Звенит практически на каждого, как результат - тебя вежливо шмонают на всякий случай. Этот момент - самый неприятный на рок-концертах любой степени сложности, но что делать - по временам и нравы, в конце концов, я стала побаиваться многолюдства не только из-за толпы, но и из-за отличной возможности эксцессов. А тут - сам сэр Пол. Чего еще желать-то?

 

В шесть (объявленное начало) площадь фактически забита. Небо пасмурное, иногда попискивает дождичком. Над Адмиралтейством висит грандиозная чернильного цвета туча, медленно, но верно ползущая в нашу сторону. Оптимизма сие не прибавляет. Даже погода - и та почти ливерпульская.

 

А настроение, повторяю, странное. Не то, чтобы прощание с мечтой, но уже отголосок мечты. Как писал один мой друг, мы все получаем все, что хотим, только слишком поздно. И дело даже не в том, что я больше всех любила Джона, а затем Джорджа, а уж затем Пола и Ринго - уровень чувств распределялся именно в такой последовательности в мои бесконечно далекие 13-15 лет… дело не в этом. Некая пронзительная грусть, и вопрос… ну вот, а если бы, если бы, если бы не 16.08.77, и уникальному Элвису, которому в следующем году свершилось бы все 70, удалось выжить, и еще петь, и быть живой легендой, как - уже, опять-таки, царствие небесное - не так давно фантастическому Рею Чарльзу…  ну и что? неужели бы - любофф прошла, и никакого трепета?! Я никогда не была фаном в полном смысле этого слова, я про другое… Даже не про «куда уходит детство», хотя свежесть чувств уже давно ушла, и мало что - и это бесконечно грустно - берет меня за глотку до слез, до восторга. Впрочем, пока берет - видимо, жива. Это несомненный признак. Я про то, как в «Воздушных змеях» Гари - нет удара в сердце, но есть стук в дверь. Есть победа обыденности над мечтой, и это очень неприятно сознавать. Нет ошеломляющего восторга и волшебства юности, есть трезвая и практичная, сугубо «головная» оценка профессиональной деятельности человека на сцене, оценка - show must go on. И еще - немного отстраненности, нездесьприсутствия - теми же мозгами выросшего ребенка все-таки трудно осознать, что вот это, на экране, Маккартни… тот самый, из «Вечера трудного дня».

 

Однако, вернемся от лирики собственно к реалиям.

Начнем с того, что ИГ&ВН ввиду своего душевного согласия перед выездом забыли билеты… ну вот так вот. В результате, я пошла на площадь, а они рванули обратно в Гатчину. Как потом признавалась ИГ, ни один русский давно не видел такой быстрой езды… А надо мной капало на площади, и я периодически скидывала ей на телефон реплики вроде: «еще ничего не начиналось», «та же фигня», «не захватите ли с собой еды? уже есть хочется», «ну вот, выползла разогревающая группа», «пока довольно скучно», «самого еще нет», «вышел»… Эти мессиджи в принципе полностью отражают развитие ситуации.

На Дворцовую капало. Над площадью периодически вспухала пена разноцветных зонтов. Сэр Пол не показывался. Сцена была действительно мощная по размаху, задник ее и боковые панели тоже представляли собой экраны. Еще два экрана в связке с громадными динамиками были установлены по бокам и чуть позади Александринского столпа. Ну никогда мне так не мешала эта колонна, доложу я  вам!  С другой стороны, даже террористическое ее устранение мне бы мало чем помогло, потому что сцена была в приличном отдалении. Фактически весь концерт я и просмотрела на одном из этих экранов (хотя экранов можно было бы и побольше). Потом, уже в разгаре шоу, когда сэр Пол отрабатывал время - подпрыгнув три-пять раз, я различала в прекрасном далеке трехмиллиметровую точку ярко-красного цвета - футболочку сэра Пола. Так что, присягаю: живьем - видела!!!

Про  видео сказала, так вот - отдельное спасибо за звук. Он был поставлен очень профессионально, и, уж я не знаю, достоинства ли то враждебной техники, или акустика Дворцовой - только на открытом воздухе звук был что надо.

 

Сэр Джеймс Пол Маккартни задержал концерт на час двадцать. Как потом мне сказали, по радио говорилось, что он все это время не мог выйти на сцену из-за дождя. Ну, допустим, не он не мог выйти, а разогревающая группа. Правда, однажды был таки радостный момент - когда до Дворцовой наконец доползла туча имени Адмиралтейства. Лило минут десять,  но интенсивность потока была - как из хорошего душа. Меня при наличии зонта промочило от колен книзу на пять минут - весь оставшийся концерт я сохла. Правда, дождь прошел также внезапно, как начался. Когда, минут через двадцать собственно пения, Маккартни сказал: «Эту песню я посвящаю Джону» - от Адмиралтейского шпиля в нашу сторону порезались первые лучи солнца. Когда Пол через некоторое время сообщил: «Эту песню я посвящаю Джорджу» - небо окончательно очистилось, и стало тепло, почти жарко.

 

Так вот, разогревающая группа. Для начала минут пятнадцать публику мариновали псевдовосточной музыкой, пущенной, видимо, для проверки динамиков - без включения видео. Промокшая публика покорно поплясала, чтоб согреться. Но из дальних рядов начали доноситься нетерпеливые выкрики старых битломанов, увещевающие: «дедушкаааа, выходииии!». После довольно нудного ожидания звукооператоры полезли на свои вышки, камеры на удочках поплыли над площадью, включились не только динамики, но и экраны по бокам от колонны. На сцену вылез некто в ярко-алом блестючем прикиде и цилиндре на башке и стал работать ди-джеем. Минут пять-семь он всячески извращался и наконец вывел звук на полную имитацию воя турбин взлетающего самолета. Ну, тут бы и Маккартни выйти со своим Jet. А фигу! Вместо него на сцену вышел человек мужеского пола на ходулях в прикиде, стилизованном под средневековье-историзм-неразберичто, на его полумушкетерской накидочке отчетливо красовались геральдические английские львы, хотя… господа, я всегда думала, что британский лев - без крылышек! Лицо на ходулях бегало по сцене под музыку, приседало, перешагивало через видеокамеры, и вообще, вело себя довольно свободно. К лицу присоединились два мальчика в таких же стилизованных прикидах (один - под костюмчик шута) и стали демонстрировать всякие кручения-верчения на разных частях тела, включая голову. Брейк-данс типа, а вы что подумали? Выпорхнула гимнасточка в трико (а на тот момент было еще довольно холодновато), ее на обруче загнали под самый верх сцены, где она приняла несколько поз и послала зрителям поцелуй. После успехов советского цирка смотреть на это было довольно скучно. Потом та же девочка показывала чудеса обматывания себя двумя лентами под куполом сцены, на оных же лентах и сама собою вися, потом ленты разматывались, и она летела почти до самого низу, останавливаясь, разумеется в метре от поверхности сцены. За эти игры со страховкой я ее поуважала. По сцене параллельно действу под музыку, деформированную монстром в красном цилиндре, носили полотнища флагов, расписанные все теми же яркими, но странными полугеральдическими фигурами. Тут и пригодилось лицо на ходулях - когда оно махало флагом, его хоть немножко было видно с нашего местоположения за колонной. Кстати, лицо вышло по второму заходу уже в другом костюме, с юбкой - видать, чтоб показать, что и в юбке ему неслабо перешагнуть видеооператора.

 

В протяжение концерта над площадью кругами налаживал вертолет. Добросердечные битломаны предположили, что Путин оттуда смотрит концерт. Вторая версия была, что он же разгоняет облака. От как народ доверяет своему президенту!

 

Потом задник сцены поменялся на нечто блестящее-современное, и та же компания вышла и подвигалась собой под музыку - уже типа в современном прикиде. Общий уровень этого разогрева… хм, скучновато. С другой стороны, ну не станет же Маккартни приглашать на разогрев кого-нибудь из местных: Шевчука там или Бутусова? Представляю себе это шоу… Хотя мог бы пригласить кого-нибудь из нашего цирка, право слово.

 

Но вот, наконец…

- Прив’ет, Питъер! Привъет, ребъята!

Вот, собственно, и сам.

 

Маккартни с самого начала торжественно объявил на чистом английском языке, что будет стараться сегодня говорить на нечистом, но русском, и обещание свое выполнял. Даже группу свою надрессировал сказать пару слов… ну, о группе - чуть ниже. Вообще же, ясно, что он «работал на публику» - даже вот с этими русскими фразочками - но поскольку Пол и с юности был в амплуа профессионального обаяшки, то и теперь он очевидно действовал в том же ключе. Не сказать, что меня это глубоко тронуло, но неприязни по лицемерию отнюдь не вызвало - я почти  всегда уважаю профессионализм. Кстати, и английский сэра Пола тоже было вполне приятно слушать. Переводчики должны были выводить субтитрами на экран перевод на русский, но они постоянно тормозили, либо ошибались при наборе, в результате выходило весьма забавно.

Программа была практически такой, как она объявлена на www.mccartney.ru

О качестве исполнения не пишу, потому что и так все ясно - не тот уровень шоу-бизнеса, чтоб лажать. Скорей, я и не ждала от Маккартни меньшего. Композиции вперемешку - битловские, Wings и сольные, типа упомянутых посвящений. Акустический выход Маккартни на несколько песен - только с одной гитарой и радостным сообщением: nakonetsto mы odni! (в смысле, что он угнал со сцены всех своих музыкантов). Битловские композиции - по всему срезу карьеры, от доисторической In spite of all the danger до практически финальной Let it be. Hey Jude пел вместе с площадью (вообще, публика подпевала вполне прилично), оно и понятно - там припевчик такой, что сам бог велел… под дирижерство Пола:

- А тепъер вы!

Музыканты затыкаются, публика поет.

- Толко парнъи!

Гул идет на тон ниже.

- Толко дъевушки!

Гул идет на тон выше и слабее.

- Всъе вмъестэ!

И так далее, пока все вместе не устали. Я подсорвала голос, но прибавила хорошего настроения. Впадение в приятную детскую наивность.

Всего в программе было порядка 15-17 песен.

 

А какая у него была группа…

Ну, соло-гитарист был внешне похож чем-то на покойного Джорджа. Оказалось, что это Расти Андерсон (Rasty Anderson). Но он и играл неплохо.

Клавишник напоминал Игоря Крутого, но только более похудевшего мордой (как оно и было бы, посиди Крутой на вегетарианских пищах Маккартни) и с бакенами. В общем, подумала я, клавишник у Маккартни - это еще надо подумать, возьмут ли туда Крутого. Так и вышло - Пол Викенс (PaulWixWickens).

Бас-гитарист - блондин типа Дитера Болена. Настоящее имя - Брайан Рей (Brian Ray).

Но не это главное!

Видели бы вы его ударника… кто не видел, потерял много.

А ударником у Маккартни зашибает Шрек, но только а) с бородкой ослика из одноименного мультика; б) мулат.  Как он парил над ударной установкой! - практически как плыл кролем… Шрека звали Эйб Лаборьель Младший (то есть, у этого Шрека где-то есть и старший, и матушка, как представишь эту семейку - аж настроение поднимается) (Abe Laboriel Jr). На Шрека можно было смотреть, не отрываясь, весь концерт - когда бы не сам Пол Маккартни.

 

Начинал концерт сэр Пол в сиреневом пиджачке чисто битловского стиля начала шестидесятых, потом скинул его, потом поменял футболочку на красную (за что ему спасибо - его хоть стало видно в прыжке), потом - на еще одну красную футболочку, но уже с надписью no more land mines.  По заднику сцены и вертикальным пакетам экранов плыли разноцветные клипы. На I saw her standing there туда запустили клипчик, смонтированный из подкрашенных кусков «Вечера трудного дня» - тут даже я почувствовала приступ ностальгической грусти. На Yesterday многие плакали, появились и огоньки зажигалок - но в вечере белой ночи этого было практически незаметно. Из технических выразительных средств Пол пустил в ход еще фейерверк (было впечатляюще), и рассыпание конфетти целыми фонтанчиками на партер - но это практически после завершения. К финалу концерта Маккартни пересел за фортепьяно, только на бис выходил заново с гитарой. На бис выходил дважды - и не особо кобенился, прежде чем выйти, что приятно. Суперзвездизма в поведении заметно не было. Правда, количество «I love you! Я вас льубльу! Спасьибо, Пьитер! Спасьибо, русскийs!», на мой взгляд, не вполне соответствовало реакции аудитории. В смысле, повального рева, как требуется на приличном рок-концерте, не стояло. Не исключено, что Маккартни в глубине души материл «северный город, ойейейой, северный город» (С) Климович. А может быть, и нет. В первую очередь, Пол делал бизнес (ну, и получая при этом удовольствие, разумеется) - это ж какой участок рынка был не охвачен в советские годы! Back In USSR в полном объеме. Но уровень реакции соответствовал аудитории и специфике встречи.

 

Публика была любопытная. Прилично было фанатской символики. Возрастных групп, как ни смешно, было примерно поровну. Рядом со мной родители нянчили годовалового отпрыска в коляске, отрывался десятилетний битломан с самозабвенным лицом, дефилировал по площади старикан в окладистой седой бороде, в брюках три четверти, и с зонтом-тростью. Уже уходя с концерта, видела также уходящего инвалида на костылях. Около меня прыгали и визжали три пятнадцатилетние карамельки, которым, впрочем, было все равно, подо что прыгать и визжать, и приплясывал папаша одной из них - серого вида мужичок лет за пятьдесят, в экстазе не обращающий внимания на разлетевшуюся под ветром прядь, прикрывавшую лысину, и потряхивал над собой сложенным зонтиком. Если честно, было трогательно. ИГ видела в какой-то момент, как над головами публики столь же экстатически помавала старческая изогнутая клюка…

Агрессии не было вовсе, и это выгодно отличало концерт от прочих. Люди пришли встретиться со старым другом. Поэтому орать, как резаным, смысла не имело. Чего ему кричать, что ты его любишь - он и так это знает. Это принимается по умолчанию.  Издалека мне казалось, что публики не так уж и много, но когда камера, плавающая над площадью, отображала ситуацию на экране, становилось понятно, что ближе к сцене, к партеру - площадь забита наглухо…

 

Да, было жаль, что мне уже не семнадцать. Недоставало эйфории. Но оставался кайф от встречи с хорошей музыкой и глубокое уважение к профессиональному артисту - Пол выглядел очень естественно. Особенно, когда спрашивал у аудитории, не хотевшей его отпускать: «Chto, malo?!». И пел еще. Но не так уж, чтоб расстилаться. Показателен в этом плане список песен на уже помянутом сайте. Там приведен список концертной программы и, что меня особенно покорило, список песен на бис. Не больше и не меньше.

Вот, кстати, во время одного из выходов на бис он и выбежал с Российским флагом наперевес, и поносился немного по сцене, и поразмахивал им над публикой. Это был полный апупей и апопеоз. Ожидаемого (как мне думается) Полом всплеска русского патриотизма не последовало. Думается, опять-таки мне, что публика в Англии больше возбудилась бы, если бы он предъявил им национальный флаг. У нас-то как-то народ очень четко отделяет свою шерсть от государственной, а музыку от политики. Даже не знаю, хорошо это или плохо.

 

Так сэр Джеймс Пол Маккартни честно отработал свои два с половиной часа и предложил при случае увидеться снова.

И мы с ним согласились.

Начался отток публики к выходу.

На обратном пути - по всей полосе следования Адмиралтейского проезда - такое количество ментов! да еще и краснобереточников!!… как грибы высыпали после дождя… лица у всех суровые, арийские, при исполнении - прямо-таки выставочный генофонд нации. А, впрочем, работа у них сволочная, и хорошо, что им не потребовалось вмешиваться в этой ситуации - все произошло (туда, там и обратно) на редкость тихо. Такая публика подобралась.

 

Вспоминая обратной дорогой оптимистичное see you next time, сказанное Полом на прощанье, я подумала, что, пожалуй, ежели он повторит этот некст в реале в Питере, я таки еще раз схожу его послушать. Несмотря на то, что мне уже далеко не семнадцать лет.

 

 

© bojkot 2004

О чем это я ] Майна ]



Hosted by uCoz