| |
[ Вира ] [ О чем это я ]
Мы нелепо пересеклись с ним на этом свете –
всего на десять дней.
Я родилась 6-го, он умер 16-го – и все это в августе
тридцать лет назад.
Я всегда невпопад вспоминаю о нем, и еще меньше –
к датам, таким, как юбилеи на этой ли или другой
стороне, и давно уже не принадлежу ни к
апологетам, ни к панегиристам. Да никогда и не
принадлежала. Просто – несколько слов о человеке,
который стал культом.
Король умер – умер в тот самый день, как родился.
Если бы не случай, запросто могло бы быть сразу
два Элвиса Пресли. Или – ни одного, потому что
двое счастливых детей сильнее одного
несчастного. 8-го января 1935 г. в Тьюпело, штат
Миссисипи, на свет появлялось сразу двое
близнецов. Один из них умер, Элвис остался жить.
Он появился на свет в странной семейке, которая
на три поколения назад не имела ни гроша за душой,
ни даже полусреднего образования. Отец – то в
тюрьме, то на сборе хлопка, огненноглазая мать
всю свою нежность сосредоточила на единственном
выжившем ребенке, хотя тень близнеца продолжает
существовать между ними. Они были то, что на Юге
называли white trash – белая рвань, хуже, чем иные
негры. Они принадлежали к баптистской церкви, и
по воскресеньям пели в церковном хоре. Кстати, и
Элвис только по случайности (опять же) не пошел по
проторенной и ровной дорожке госпел-певца – ему
в юности предлагали такой контракт.
Он, в сущности, был хороший парень, этот Элвис
Аарон Пресли – воспитанный в лучшей традиции
уважительного отношения к семье, глубоко
религиозный, работящий. Бунтарский дух… нет, это,
пожалуй, сильно сказано, но вот беспокойство в
нем было. Оно существовало и требовало выхода,
который простейшим образом находился в
негритянском пении – том самом, которое как бы
кишки выворачивает наизнанку, воплощая в себе
сотню лет безысходности существования человека,
как вещи, когда пространственные рамки
определены клеткой с решетчатой крышкой, в
которую видно небо. Человек как вещь – он почти
не имеет права говорить, человек как зверь – он
лишен, на свое благо, способности говорить, и боль
свою может выразить только воем…
А он был выкинут в жизнь в одиночестве, как тогда
– и материнского лона, и на всем этом коротком и
нелепом пути сохранил характерную для бескожего
ребенка способность кричать первородным криком,
страдая от муки рождения, от боли желания, от
телесного насилия – родов и обладания.
Факты карьеры знают все. В настоящий момент в
Америке модно если не считать его песни
дурновкусием, то уж воспринимать их исполнителя
как персонажа анекдотов. Их право. Но не надо
забывать, что культ из Элвиса сделал не сам Элвис
– это ему и в голову не пришло бы, этот культ
сделали мы. И теперь презираем бога, которого
создали, за то, что он глядит на нас свысока и
давно уже живет по своим законам. Правду сказать?
Он вообще на нас не глядит, потому что, слава Богу,
с той стороны эту не увидать.
Странное, повторяю, то было время – пятьдесят
третий год. Уникальность Элвиса можно уяснить
совершенно ясно по тому, что записи его
выступлений и теперь смотрятся абсолютно
современно. Не верите? Поищите то, что было до:
Синатра, затянутый в костюм, с улыбкой во все
тридцать три, и барышни в таких полукринолинах и
передничках – вот это лицо американской эстрады
полстолетия назад. Мы легко забыли об этом,
потому что Элвис и иже с ним (те, кому он своим
примером доказал, что так – можно, те, кто по
чужому образному выражению, махнули на метле
верхом прямо на Луну) привили нам совершенно
новый стереотип поведения певца на сцене. Король?
Ну уж и король – с чего бы то вдруг. Тоже, повторяю,
отлично понимается, когда послушаешь
оригинальные Blue suede в исполнении их автора, Карла
Перкинса. Рок-н-ролл до Элвиса из белых пели
этакие типичнейшие redneck’и, плотно сбитые
дружелюбные дядьки, как этот, как его? С «The Comets»
еще? Хейли. Они, может, и хотели выразить, но что и
чем – не знали, и уж вовсе не помышляли сделать
танцевальную музычку средством терапии для
собственных глубоких психологических травм. Они
попевали, что Бог пошлет – и никто не пробовал
орать.
А ему приходилось. Помимо уникального именно
вокального дарования меня всегда поражал этот
эмоциональный шквал – кажется, его разорвет,
если не споет вот тут же, сейчас же… Причем, текст
песенок, мягко сказать, зачастую ничем не
обосновывает подобную остроту переживаний. На
текст песенок нужно смотреть сквозь пальцы, а
лучше – не смотреть вовсе. И именно это в том
числе, как ни странно, обеспечило долговечность
Элвису – как исполнителю. В его песнях важно не
то, что сказано, а то, что стоит за сказанным –
эмоция, которую он, чужую, протаскивает через
себя, как свою. Есть тут некое родство с нашими
цыганами – та же примерно степень
интеллектуальной ценности в «Цыганской венгерке»,
что в I Got A Woman. Элвис изгнал из эстрадной (назовем
это так) музыки благообразность звучания и
заменил откровенностью выраженной боли. Если это
не психотерапия, так я и не знаю, чем это еще
назвать. Выть, орать, кричать под него – лучше не
придумаешь. Да-да, грустный вой – песнь русская, и
все такое, и наша любимая привычка страдать как
бы от ерунды.
Итак, текст ушел сам собой. Но актерское его нутро,
не востребованное в американском кино, это
врожденное скоморошество, способность
представлять – они вообще обходятся без слов.
Вот почему ему трудно подражать, вот почему он –
опять-таки новатор. Он использует язык интонации
и эмоции, как своеобразное эсперанто, и это
лишает его творчество трудностей языковых
барьеров. Невозможно не понять, о чем он поет в Good
Rockin’ Tonight, даже если не знать английского.
Богатейший спектр незамутненных эмоций –
желание, жажда, ирония, ехидство, злость, алчность…
Он проорал себя в 53-м в студии Сэма Филипса, злой
на то, что студийная запись не идет – проорал, не
ведая, что так нельзя, и с тех пор и продолжает
этим заниматься. Успешно, надо сказать. Потому
что мальчики в костюмах со светскими улыбками
после гуннского вторжения Элвиса выглядят на его
фоне холощеными.
А телодвижения… сейчас, когда мы насмотрелись на
самую разную степень откровенности поз и
обнаженности телес на эстраде, трудно понять,
почему на его концерты призывалась полиция,
чтобы заставить его стоять спокойно, а при
съемках на ТВ было дано строжайшее указание
снимать его только waist up – выше пояса. И надо было
видеть его лицо, когда он вспоминал об этом в 68-м,
со своим этим специфичным южным говорком… «выше
пояса».
Это дело. Зато он успешно пользовался лицом, как
текстотранслятором, и еще неизвестно, не было ли
изображение этой физиономии на экране менее
непристойным, нежели вид вихляющихся бедер. Если
честно, я полагаю, то была в чистом виде шаманская
пляска, и не зря он абсолютно всерьез говорил: «я
умру, если буду стоять спокойно». Одно дело –
чисто визуальный раздражитель для публики, но
ведь эти телесные конвульсии происходили и в
студиях, во время записи… звукари не знали, куда
еще навесить микрофоны, в какую сторону мальчика
еще понесет… Шаманские, безусловно шаманские
пляски, отражающие все то же – борьбу младенца,
погибающего в родовом канале, судорогу мужчины,
стремящегося вновь воссоединиться с утерянным
раем, входя в женщину… Это одурманивало – как
одурманивает африканских туземных танцоров
грохот барабанов (а кто будет спорить, что ритм
там и там однокоренной, только в роке он…
напомаженный, что ли, цивилизованный), не
случайно на записях концертов у него выражение
лица почти трансовое, отсутствующее. А
фотоснимки? Он же зависал на сцене и над сценой в
совершенно немыслимых с точки зрения гравитации
позах…
Ну и социальный эффект, конечно – потому что едва
ли он отдавал себе отчет в происхождении своих
телодвижений, а уж теория Грофа и рядом тогда не
была разработана. Девочки там, трусики на сцену…
Но, и смеясь над всем этим, недурно вспомнить, что
именно после Элвиса стало возможно устраивать на
сцене, скажем, танцы с микрофонной стойкой. И
после него звезды стали наклоняться с зал,
обмениваясь с толпой рукопожатиями,
прикосновениями, и пошли на прямой контакт с
обрушением четвертой стены, и после него… после
него была целая жизнь шоу-бизнеса, в битве с коим
он пал первой жертвой.
У него был золотой дар самоучки – он не знал, как
нельзя, он делал, как ему нравилось.
Да, он стал культом – но не сам он выбрал себе эту
судьбу, судьбу несчастную и обездоленную. Как
правило, самую красивую любовную, романтическую,
роковую легенду, ошеломительный облик
прекраснейшего из мужчин создают себе мужчины
уязвленные, больные, подраненные в самом
основном. Таким был и Элвис. Крайняя одаренность
сочеталась в нем с изрядной беспомощностью.
Послушный сын и хороший мальчик, он подписал
контракт с Томом Паркером, потому что родители
сочли этого голландского проходимца лицом,
достойным высокого доверия. Белый оборванец
попал в самое черное рабство. «Полковник» обирал
его, как мог, и наживался на нем, как поводырь
слепого юродивого. Полковник тоже, понятное дело,
не имел никакого понятия, о том, что такое шоу-бизнес.
Полковник, будем откровенны, отчасти его и создал
– этот стереотип звезды, звездного образа жизни
и общения с поклонниками. А Beatles… у них уже был
вполне очевидный стимул – вчетвером перепеть
Элвиса.
Полковник быстро усек одну конкретную вещь – на
мальчике можно делать деньги. Большие деньги. И
он этим занялся. Вы таки будете смеяться, но доля
Полковника в заработке, составляла, если не
ошибаюсь, 25%, больше, чем у любого другого
менежера - отсюда прыгайте к выводам. Плюс -
разнообразные его приработки и изобретения по
выкачиванию денег, которые Элвис определял как
"дополнительный доход для Полковника, чтобы он
оставил меня в покое", плюс - контракт,
составленный Паркером, действовал еще четыре
года после смерти Пресли... С другой стороны,
возможность купить машину казалась вчерашнему
голодранцу просто ошеломительной сама по себе, и
Элвис принимал такой дележ – и поначалу, и после.
Ему хватало и того, что получал он. У Полковника
же не было никакой стратегии золотодобычи – он
просто полз туда, где на данный момент было
теплее. Отсюда дурацкие шоу, а затем еще более
дурацкие кинофильмы типа Love In Las Vegas. А то было –
на скаковом коне воду возить, потому что
творчески такой бред не давал Элвису ничего.
Песни его киношного периода написаны
практически одной командой и также одинаково
безлики. А что сам Элвис, спросите вы? К этому
моменту в его человеческой жизни наступают не
самые лучшие времена: горячо любимая мать умерла,
отец женился (чего Элвис ему в глубине души так и
не простил), жена – девочка, которую он лепит, как
заблагорассудится, вокруг – так называемая
мемфисская мафия приживальщиков, которая до сих
пор рубит деньги на тиражировании мемуаров «Как
мы с Элвисом вместе играли в футбол»… Ему некому
верить и некого любить, и некому и сказать ему,
что-мол, хватит дурью заниматься… Повторяю, он
первым оказался в клетке супер-звезды, и не ведал,
и не мог ведать выхода из нее – потому что на это,
как минимум, нужен тренированный образованием и
жизненным опытом интеллект. А Полковника он
получил как бы в наследство от родителей и
продолжает ему доверять. Полковник создает
вокруг него эмоциональную блокаду – и
подпускает к нему только нужных людей… Но когда
к нему таки пробивается «ненужный» человек –
появляются ошеломительной остроты так
называемые «мемфисские сессии», которые точно
указывают, где хранятся адские ископаемые запасы
пороха.
Жизнь Элвиса, эти чудовищные рывки пловца –
глотнуть воздуха и снова, вниз, под волну –
синхронно отражалась и в шоу-бизнесе. Неизвестно,
что больше приносило ему боли – успехи или
неудачи. Как остроумно и зло заметил Джон
Робертсон, не будь шоу 68-го года Elvis Is Back, сам Элвис
прожил бы намного дольше, хотя и не являлся бы уже
творческой величиной. А 68-й – это вам не 53-й, это
уже и Beatles, и Rolling Stones…
Он вышел на ринг (да-да, на музыкальный ринг, и это
тоже было его изобретением), спел несколько
старых хитов, спел госпелы, спел несколько песен
из кино… и так дал прикурить дышащим в затылок
молокососам, что снова оказался в топах на первом
месте. Он сменил имидж, он стал взрослым –
исчезла юношеская припухлость черт лица, он
выглядел обретшим опыт и пережившим страдание.
Так и было – я не видела ничего более чудовищного,
чем снимок Элвиса в больнице, где умирала его
мать… Он переживал и страдание медленного
творческого умирания тоже – потому что, если
музыка для вас является средством психотерапии,
не петь, в том числе, не петь для людей, вы не
сможете. И он ужасно боялся своего живого
контакта с аудиторией – с той самой, от которой
дистанцировал его пленкой киноленты Полковник
Паркер, и у него ведь была шпаргалка в руке,
авторства того же полковника, какие
рождественские песенки петь… Щазз,
рождественские. Trying To Get You, да так, что криком
наизнанку выворачивает… и по лицу его виден
физиологический процесс рождения звука в
человеческом организме. Кто может сказать, что
там щелкнуло у него в голове, почему вдруг он
начал сверяться с бумажкой с самым
издевательским видом и делать все наоборот…
понял? Видимо, в какой-то момент – да. Да еще и
мандраж подхватил его и повел туда, откуда
вернуться можно было уже - только в новом блеске
славы, только мертвым.
Он снова стал собой. Но этот мощный рывок был
последним, и дальше Элвис медленно двинулся на
закат. Трагедия человека, от природы очень
одаренного, умного, проницательного и чуткого, но
– интеллектуально неразвитого, перед которым
встают вопросы смысла жизни не абстрактно, а вот
они – в виде банковского счета. К тридцати у тебя
есть все, великая американская мечта выполнена.
Но ты – один, как в момент рождения, и ты с момента
рождения отмечен смертью. На что потратить жизнь?
Развивать себя? Но это надо уметь, нужно хотя бы
знать, где этому научиться – а у него не было
такой возможности. Он становится суеверен
вдобавок к религиозности, и все более замкнут.
Чтобы продолжать концертную деятельность – и
зарабатывать деньги, нужны все более сильные
средства для поддержания душевного равновесия.
Успокоительные после концерта и стимуляторы,
чтобы собраться – до. Еще в 56-м ему было сказано
врачом: «Молодой человек, научитесь отдыхать. За
два часа своего выступления вы тратите столько
сил, сколько сборщик хлопка под палящим солнцем
– за целый день». Но он еще держит марку, он
огрызается – голос, в отличие от внешности, от
физической формы, с возрастом становится только
богаче и не изменяет ему до последнего – и он
делает еще один героический рывок в 73-м году –
телефильм-концерт Aloha From Hawaii. Это уже агония, хотя
и благородная агония. До сих пор мне кажется, что
та запись – человеческий и творческий подвиг. В
рамках своей легенды, которая тогда уже
приобретала невероятные масштабы, он
превращался в монстра, сам сознавал это, но
сквозь кошмарную маску пробивался волшебный
человеческий голос – и смотреть на его лицо было
почти невыносимо. Это был все тот же взгляд
страдающего животного, негритянский взгляд –
понимающий и молчаливый. Слова не нужны в
первородном крике, не нужны они и в хрипе агонии.
76-й, последняя съемка для ТВ, вскользь, мимо
камеры: «Я знаю, что сейчас плохо выгляжу. Ничего,
в гробу я снова буду выглядеть хорошо».
Август 77-го. Я прихожу, он, помедлив, уходит.
Пройдет еще тринадцать лет, и в киоске «Союзпечати»
на виниловом диске в красной обложке я увижу это
лицо – юное, красивое, смуглое, с печатью того
непременного пренебрежения, которое дано
мертвым, гениям и богам – я прочту имя, странное,
ни на что не похожее, и шокирующие названия песен.
Мне продадут волшебство за три рубля мелочью. И я
уже никогда не забуду человека с негритянским
голосом и белым сердцем, дитя цивилизации, воющее
голосом дикого зверя.
Не столь давно мне попалась по ТВ забавная сценка.
Восемь человек вокальной группы на сцене пели
песенку Элвиса – не из самых сложных – и один
брал верхние ноты, другой нижние, третий
полусредние, четвертый – исполнял сложный
момент в припеве… они пытались ввосьмером
работать одним Элвисом. Очень назидательное было
сравнение.
Король умер. Да здравствует король.
© bojkot 2007
[ Вира ] [ О чем это я ]
|