Акт 1.Сцена 10. В храме |
В храме. Издалека –
музыка флейт, вблизи – шумное человеческое
месиво. 1-й голос: - Ну, скоро ли? 2-й голос: - Наверно, уже ведут, уже в коридоре процессий. 3-й голос: - Как душно! Хоть бы ночью выпал дождь, не то земля выгорит. 1-й голос: - Боги гневаются, но перестанут, когда получат рабов. 2-й голос: - Скорей бы. Мелочный торговец: - Благовония и цветы, благовония и цветы. Таблички обетов, глиняные и бронзовые, емкостью один, два, три, пять и десять быков – для знати, кому таблички? Ганимед (подпрыгивает, потом, чуть не плача): - Ну вот, мне ничего не видно! Встает на
четвереньки и ныряет в толпу. Миррина: - Легкой закуски, господа? К богу лучше идти на полный желудок! Елена: - А что твоя старшая дочь? Клитемнестра: - Пошла в лавку с отцом. Он ее любит. Зеленый: - Не отпирайтесь – и вы были в Бычьем дворе, не я один, старый дурень. Синий: - Чем объясняется самокритика? Красный: - Он требует слуг, читай – заложников, из наших сыновей. Синий: - Дождались. Зеленый: - Времени больше нет. Что кандидат? Синий: - Свеж. Красный: - Доверчив. Зеленый (заключая): - Молод и неотесан. Сгодится. Дедал: - Великая Мать, не обмани! Я построю тебе самую высокую голубятню для твоих голубей – выше Иды, Пелиона, Олимпа… Мелочный торговец: - Возьмите, мастер, вот вам игрушка. Дедал: - Спасибо, человек. Менелай: - Гвардейцы, на караул! Толпу
оттесняют за балюстраду, раздаются крики «Ведут!».
Музыка – флейты, мерный рокот барабанов.
Появляется Тезей и афинская молодежь. Тезей (про себя): - Ребенок, повел себя, как ребенок… зачем назвал отца? Про такое нельзя говорить вслух! Но я по-прежнему чувствую грозу в воздухе, значит, он не обиделся. Елена (жалостливо): - Эх, красивый… Старый Дав (блажит): - Божий сын, светел ликом, божий сын… 1-й голос: – Все одно – мясо. 2-й голос: - Наши поля будут плодородны. 3-й голос: - Он отведет собой все зло. Флейты,
барабаны, цимбалы перебивают речь. Жрица: - Слушайте, слушайте, народ Кносса и гости города, Великая Мать ждет к себе мужа, Колебателя Земли Посейдона. Трубы. Жрица: - Белых телят мы приносим ему в паству, белых телят. Барабаны. Жрица: - Они возьмут грехи наши – за дурной год, за сухую землю, за скупое море, за горькие оливы. Они возьмут болезни детей и немощь старцев, бесплодие женщин, раннюю смерть мужчин. Все, все смотрите на белых телят, на нашу жертву. Они возьмут грехи наши, но они уйдут к Великой Матери непорочными. Прежде, чем спуститься во мрак, они будут очищены, дабы явиться к ней, какими были в час рождения – безгрешными и свободными от зла. Крики
ликования. Жрица (афинским детям): - Кто из вас виновен в убийстве? Скажите, вы будете очищены. Афиняне: - Нет, нет… Жрица: - В преступлении против рода? Афиняне: - Нет. Жрица: - В проступке против богов? Афиняне: - Нет. Жрица: - В скверне кровосмешения? Афиняне: - Нет. Жрица: - В краже имущества у людей и богов? Скажите, вы будете очищены. Афиняне: - Нет. Жрица: - В отцеубийстве, детоубийстве, гибели кровных родственников? Не лгите, ибо иначе Великая Мать не примет вашей тени там, глубоко за рекой… Афиняне: - Нет, нет… Тезей: - Я виновен. Музыка
обрывается. Жрица: - Правильно я поняла тебя, чужестранец? Убивал ли ты? Тезей: - Убивал. Жрица: - Кого ты убил? Тезей: - Двоюродных братьев… нескольких – своей рукой. Жрица: - По злобе? От ревности? Из мести? Опьянен вином? Тезей: - Я дрался за царство своего отца. Жрица: - Власть его законна? Тезей: - Да, он законный царь, старший сын царицы моего деда. Народ и жречество – за него. Жрица (подумав): - Ты защищал жизнь своего отца. Ты можешь быть очищен. (Слугам) Быка! Издалека
доносится все приближающийся бычий рев. Жрица: - Мы заколем быка, и ты будешь очищен кровью, чужеземец, а не дымом, как остальные. Но мне это не под силу – за тобой придет другая. (возвышая голос) Слушайте, люди, слушайте и благоговейте! Добрая Богиня снизойдет к нам сегодня, Добрая Богиня! Флейты,
трубы, цимбалы, все усиливающийся рокот
барабанов, рев беснующегося на алтаре связанного
быка. Внезапно
вспыхивают факелы и озаряют святилище. В нише, на
пьедестале статуи Великой Матери, появляется
Ариадна. Она сильно накрашена, наряжена в
ритуальный костюм, в обнаженных руках ее
извиваются змеи. Грохот
барабанов резко нарастает, затем обрывается. Поют трубы. Жрица: - Ниц, падите ниц, верные! На колени, чужеземцы! Пресвятая Ариадна пришла, пришла Богиня-на-Земле! На колени, на колени! Толпа
валится ниц. Тезей
остается стоять, пристально глядя на Ариадну. Жрица (шипя от злости): - На колени, варвар, и опусти глаза! Это сама Владычица Лабиринта! Кому говорю – на колени! Мелочный торговец: - Поклонитесь, мой добрый господин… Дедал: - Держись, сынок. Тезей и
Ариадна остаются стоять друг напротив друга,
музыка - цимбалы и флейты - обрывается, когда она
делает шаг к нему. Бычий рев
смолкает под ударом секиры, слышно, как в
жертвенную чашу течет кровь. Тезей
остается стоять. Конец
первого акта.
|