Акт 1.Сцена 10. В храме

Вира ] О чем это я ] Майна ]

 

В храме.

Издалека – музыка флейт, вблизи – шумное человеческое месиво.

 

1-й голос: - Ну, скоро ли?

2-й голос: - Наверно, уже ведут, уже в коридоре процессий.

3-й голос: - Как душно! Хоть бы ночью выпал дождь, не то земля выгорит.

1-й голос: - Боги гневаются, но перестанут, когда получат рабов.

2-й голос: - Скорей бы.

Мелочный торговец: - Благовония и цветы, благовония и цветы. Таблички обетов, глиняные и бронзовые, емкостью один, два, три, пять и десять быков – для знати, кому таблички?

Ганимед (подпрыгивает, потом, чуть не плача): - Ну вот, мне ничего не видно!

Встает на четвереньки и ныряет в толпу.

Миррина: - Легкой закуски, господа? К богу лучше идти на полный желудок!

Елена: - А что твоя старшая дочь?

Клитемнестра: - Пошла в лавку с отцом. Он ее любит.

Зеленый: - Не отпирайтесь – и вы были в Бычьем дворе, не я один, старый дурень.

Синий: - Чем объясняется самокритика?

Красный: - Он требует слуг, читай – заложников, из наших сыновей.

Синий: - Дождались.

Зеленый: - Времени больше нет. Что кандидат?

Синий: - Свеж.

Красный: - Доверчив.

Зеленый (заключая): - Молод и неотесан. Сгодится.

Дедал: - Великая Мать, не обмани! Я построю тебе самую высокую голубятню для твоих голубей – выше Иды, Пелиона, Олимпа…

Мелочный торговец: - Возьмите, мастер, вот вам игрушка.

Дедал: - Спасибо, человек.

Менелай: - Гвардейцы, на караул!

 

Толпу оттесняют за балюстраду, раздаются крики «Ведут!». Музыка – флейты, мерный рокот барабанов. Появляется Тезей и афинская молодежь.

 

Тезей (про себя): - Ребенок, повел себя, как ребенок… зачем назвал отца? Про такое нельзя говорить вслух! Но я по-прежнему чувствую грозу в воздухе, значит, он не обиделся.

Елена (жалостливо): - Эх, красивый…

Старый Дав (блажит): - Божий сын, светел ликом, божий сын…

1-й голос: – Все одно – мясо.

2-й голос: - Наши поля будут плодородны.

3-й голос: - Он отведет собой все зло.

 

Флейты, барабаны, цимбалы перебивают речь.

 

Жрица: - Слушайте, слушайте, народ Кносса и гости города, Великая Мать ждет к себе мужа, Колебателя Земли Посейдона.

 

Трубы.

 

Жрица: - Белых телят мы приносим ему в паству, белых телят.

 

Барабаны.

 

Жрица: - Они возьмут грехи наши – за дурной год, за сухую землю, за скупое море, за горькие оливы. Они возьмут болезни детей и немощь старцев, бесплодие женщин, раннюю смерть мужчин. Все, все смотрите на белых телят, на нашу жертву. Они возьмут грехи наши, но они уйдут к Великой Матери непорочными. Прежде, чем спуститься во мрак, они будут очищены, дабы явиться к ней, какими были в час рождения – безгрешными и свободными от зла.

 

Крики ликования.

 

Жрица (афинским детям): - Кто из вас виновен в убийстве? Скажите, вы будете очищены.

Афиняне: - Нет, нет…

Жрица: - В преступлении против рода?

Афиняне: - Нет.

Жрица: - В проступке против богов?

Афиняне: - Нет.

Жрица: - В скверне кровосмешения?

Афиняне: - Нет.

Жрица: - В краже имущества у людей и богов? Скажите, вы будете очищены.

Афиняне: - Нет.

Жрица: - В отцеубийстве, детоубийстве, гибели кровных родственников? Не лгите, ибо иначе Великая Мать не примет вашей тени там, глубоко за рекой…

Афиняне: - Нет, нет…

Тезей: - Я виновен.

 

Музыка обрывается.

 

Жрица: - Правильно я поняла тебя, чужестранец? Убивал ли ты?

Тезей: - Убивал.

Жрица: - Кого ты убил?

Тезей: - Двоюродных братьев… нескольких – своей рукой.

Жрица: - По злобе? От ревности? Из мести? Опьянен вином?

Тезей: - Я дрался за царство своего отца.

Жрица: - Власть его законна?

Тезей: - Да, он законный царь, старший сын царицы моего деда. Народ и жречество – за него.

Жрица (подумав): - Ты защищал жизнь своего отца. Ты можешь быть очищен. (Слугам) Быка!

 

Издалека доносится все приближающийся бычий рев.

 

Жрица: - Мы заколем быка, и ты будешь очищен кровью, чужеземец, а не дымом, как остальные. Но мне это не под силу – за тобой придет другая. (возвышая голос) Слушайте, люди, слушайте и благоговейте! Добрая Богиня снизойдет к нам сегодня, Добрая Богиня!

 

Флейты, трубы, цимбалы, все усиливающийся рокот барабанов, рев беснующегося на алтаре связанного быка.

Внезапно вспыхивают факелы и озаряют святилище. В нише, на пьедестале статуи Великой Матери, появляется Ариадна. Она сильно накрашена, наряжена в ритуальный костюм, в обнаженных руках ее извиваются змеи.

Грохот барабанов резко нарастает, затем обрывается.

Поют трубы.

 

Жрица: - Ниц, падите ниц, верные! На колени, чужеземцы!  Пресвятая Ариадна пришла, пришла Богиня-на-Земле! На колени, на колени!

 

Толпа валится ниц.

Тезей остается стоять, пристально глядя на Ариадну.

 

Жрица (шипя от злости): - На колени, варвар, и опусти глаза! Это сама Владычица Лабиринта! Кому говорю – на колени!

Мелочный торговец: - Поклонитесь, мой добрый господин…

Дедал: - Держись, сынок.

 

Тезей и Ариадна остаются стоять друг напротив друга, музыка - цимбалы и флейты - обрывается, когда она делает шаг к нему.

Бычий рев смолкает под ударом секиры, слышно, как в жертвенную чашу течет кровь.

Тезей остается стоять.

 

 

Конец первого акта.

 

Вира ] О чем это я ] Майна ]

Hosted by uCoz