1. Совершеннолетие

О чем это я ] Майна ]

 

 

 

 - А разве по-моему исполнится?...

- Да делайте же, вот мучение, - пробормотал Воланд...

М.Булгаков, "Мастер и Маргарита"

 

 

К философии постоянно примешивается запах тушеной говядины, наверное потому, что в последнее время я часто пишу на кухне. Так, знаете ли, банально – подобрав ноги на белом деревянном стуле, пододвинувшись к батарее, чтобы хоть как-то имитировать подобие уюта. И в голове кружат теперь две только мысли, носятся друг за другом, точно рыбки в аквариуме, смотрят круглыми глазами из-за стекла на людей. Первая: «Устала» и вторая: «Хочу домой». Обе не имеют никакой конкретной привязки ни к логике действий, ни к ситуации. Устала – а я и так постоянно погружена в поток тошнотворного, отупляющего утомления – ни выхода, ни продыха, ни просвета. Кажется, дальше некуда.   Но значит, есть еще одно, более сильное состояние, если мозг фиксирует эту степень усталости уже чисто механически? До чего люблю все анализировать – просто спасу нет. И откуда-то опять вернулось давно утраченное, абсолютно мне чуждое мировоззрение «хочу домой»... Впору спросить: к кому домой, милая? Ведь очевидно, что не к себе.  Понятие «дом» утеряно на той же ступени развития, на которой приобретена усталость – неведомо давно; и  что оно может сейчас означать: четыре стены? место для ночлега? боже сохрани – уют? Домой. Это бред. Не могу туда хотеть – у меня же нет дома. И ничего нет, ни одной сколько-нибудь серьезной связи с землей, таящейся теперь под слоем снега; только стул, говядина, книги, чернила и недреманная система центрального отопления. Барахлит, но обеспечивает иллюзиями. В сумерках кухонной норы мерцают глаза и голубые маргаритки газовых горелок. Неделями могу отшельничать, не желая видеть ни одну живую душу.

– Так нельзя, – проповедует Паша обычно, – нужно уметь дарить себе праздники.

– Завьялов, – отвечаю я в таком случае, – вот ты и есть мой главный Новый Год.

А хотя бы и день рождения, и вся святочная неделя целиком: такой он человек, что отсутствие воспринимается как физический дискомфорт вне зависимости от ненависти или любви. Знаю, теперь он ведет обычный вечерний спектакль, Паша Завьялов, чудище лесное, обожествляет шута и пьяницу, или опять коварен, отчаянно жесток, или кольцом штыков взят в Конвенте, и Демулен в растерянности цепляется за него, и снова грим сглаживает черты человека в лице актера; и все равно, в сутолоке вокзала или метро, на улице, где сейчас снег, следы времени и снова снег, тот же самый, в тишине отдельного опустелого логова – я постоянно ищу его голос, жду ладони, опущенной на плечо. Положительно, общаться больше двух раз в неделю нам противопоказано – похоже на любовь. Завтра он отворит эту дверь, вернется, чтобы произнести мною без напряжения сочиненные слова. Я уже не пугаюсь своих предвидений, я вообще в последнее время ничего не боюсь, кроме грамматики. Как сказал по этому поводу любезный Николай Александрович Гранич: «Тут уже не фантазия, моя милая, тут лечиться надо!». 

Надо, надо, друг мой, мне – как, впрочем, и Вам, но я пренебрегаю. Не хмурьтесь, к тому моменту, когда я научусь кокетничать, это уже будет нечем делать. А все дело в поздней зиме, в тяжелой сессии, в отсутствии денег, друзей, времени, в присутствии чересчур свободной телефонной линии, в обе стороны от которой – изнурительное молчание. И надо где-то словить слова, робких пташек, рассказать о жизни, честно, как я умею. Приблизительно честно. Вообще, двадцать первый год давался мне очень забавно, настолько, что хотелось бы врать об этом. Да Вы и так не поверите, дружище.

Дни бегут, и вдруг привет! – детские игры окончены, и мерзкое ощущение взрослости подступает к горлу.  Кровь теряешь, и с ней – всякие надежды. Не до конца, конечно, и взрослым полагается право на заблуждения. Двадцать один, что делать с этим возрастом, ума не приложу. Пододвигаюсь к переходу на качественно новый уровень развития. Можно бы развестись, но для этого сперва надо выйти замуж. Можно бы выйти замуж, но это последняя глупость, какую мне осталось испробовать в жизни. Дерево не вырастет – декабрь на дворе, с сыном проблемы, дом, стало быть, не состоялся, и что остается? Бумага – и я выстрою из нее людей.

Люди одиноки, будучи самыми общественными животными. Необщественные одиноки тоже, но у них нет выбора. Столкновение в пустом пространстве не высекает огня, и плывешь дальше, бредя о некой земле, вообще берегах – зеленых, пастбищных, и хоть бы кострище каком-нибудь, чтоб обогреться. Одиночество – оно-то и делает животных общественными. Они собираются в стаи, чтобы от него избавиться, они глядят друг на друга, и сразу вдруг осознают, что одиноки.

И тот из них наиболее одинок, кто наиболее обществен. В каждом встречном видит он отражение своей тоски.

А что любовь? Она ничего не решает, наоборот, пронизана чувством бессилия от невозможности слиться воедино, а тела приносят успокоение краткое, сиюминутное. Спектакль, тысячелетний обман. Я-то знаю; например, Павел Георгиевич любим мною в неофициальном порядке. И – ничего, только тьма, тревожимая рана.

О любви. Об этой тишине, простертой вдоль квартала, глотающей дождь, придавившей горло, когда залитый огнями и говором людским проспект мгновенно отходит в небытие, а ты стоишь на тротуаре, вовне, смотришь на выход из города, мягкое одиночество закутывает тебя с головой – ни слов, ни звуков. Или очнешься в полуночи в пустой, да если б и не пустой квартире, а сердце ломает грудь, мешает дышать – дети называют это вдохновением. Тяжесть времени тянем на хребте, пригибаясь, поскрипывая. Еще шаг, два, десять, упрямо бредем по жизни, пилигримы, комедианты. Позже и нас поймает безупречная старость, и мы захотим крова, тепла, уюта, подросших детей, чего-то определенного, постоянного, чего были лишены за долгую скитальческую жизнь, которая суть движение, бесцельный самодостаточный процесс. Но в движении нет постоянства, надежна бездвижность, которая, Вы знаете, как называется. А теперь вот совершеннолетие – неожидаемое, напрасное. Я не свершена, не создана, бестелесна. Меня почти что нет.  То есть – почти что есть. Пощупала воздух по сторонам от эпицентра, убедилась – ничего, и даже глупые мысли к рукам не липнут. А биологические потребности тела неизъяснимы, оно желает существовать, хоть, серьезно, не знаю, есть ли что в этом приятное. Для быта нужен материал, крепкий, добротный, внушающий уверенность, а не здешний холодный расчет. Я абсолютно убеждена, что все это – игра. Вы, я, они – все… Какая-то злостная, непоправимая фантазия.

И пришла к своему уму, и сказала: создадим с тобой человека. Не что-нибудь даже, пустяки – детеныша, такого теплого, желающего любви. Облик, дайте мне облик, полый, подвластный музыке флейт; я справлюсь, я очарую, я все о ней расскажу, честно, о ней, прекрасной, впитывающей мир одной поверхностью кожи, о ней, совершенной по мере сил человеческих.

 Хорошо, пусть будут у нее темные глаза, почти черные, эта широкая кошачья переносица и взгляд, навечно испорченный издевкой; здоровое гибкое тело, волосы, полные бронзовых отсветов, и мои двадцать лет, не отягощенные сомнением, пусть тоже у нее будут. Способность любить, которой мне не дано;  неспособность оказывать милосердие, которой в совершенстве владею. И, наконец – эта  невероятная возможность камертона, застарелый трагический надлом, который постепенно обретает реальность характера.

Моего характера.

 

© Илона Якимова 2000, 2005

О чем это я ] Майна ]



Hosted by uCoz