8. Личное дело каждого

Вира ] О чем это я ] Майна ]

 

 …А как это – приручить?

– Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – Оно означает: создать узы.

 

Антуан де Сент–Экзюпери, 

«Маленький принц»

 

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

(умные мысли)

«Так мы оказываемся голыми перед Богом, а он поворачивает во все стороны, смотрит, зачем нужны руки, ноги, можно ли извлечь чистый звук из этой игрушки, пробует клапаны, как говорил любимый племянник. Я все время мщения ожидаю, жду, пока бычья голова повернется в мою сторону, и тогда будет рывок навстречу, ладони скользнут в изгибе рогов, отполированных пальцами сотен плясунов, а зверь – или Бог – вверх бросит меня, и где мне очнуться – не знаю, может, на песке, под копытами, со вспоротым животом, или, может, удастся ускользнуть. Так, изо дня в день встречаю долгий взгляд ритуального быка, глаза звериные, а там, в их призраках – вой арены и моя настоящая жизнь, каждодневное единоборство с Минотавром».

 

 

Из дневника Н.А.Гранича:

(декабрь)

«...Родная хата по-прежнему жрет, пьет, спит крест-накрест, а поскольку столица занимается тем же (важно лишь, как это делать), то где жить – все равно. По словам Татьяны, поэты – совсем не то, что она думала. Уж не знаю, о чем она там думала, но выйти за меня замуж – по меньшей мере опрометчивый шаг. Удивлен, если не сожалеет. <...> Бринчук все еще пишет детские стихи для взрослых, Турский диктует моду на живопись, Завьялова сюда сослали из Москвы, мало мне он там надоел. Шура привел некую Лерочку Ржаницыну, местную достопримечательность – цветочек-женщина, несколько утомительна. Пишет интересно, убойный поток женской лирики, что-то очень глубинное, вот достает только демоничность, наигрыш. Похоже, мое возвращение – кость в зубы окрестным собакам; давеча приволоклись двое художников, любопытствовали, как я живу, мол, выпить не с кем. Скандал с Таней лишний раз подтвердил, что от семейной жизни я устаю.

Бринчук потащил в «приличную компанию». Лица – Боже мой! Ничего, через месяц станут как родные. Нет наркотика лучше провинциальной скуки, но ведь требовалось мне разнообразие! Имен не помню; стихи читают те же и с той же интонацией, что и десять лет назад. Какая-то забавная большеглазая девчонка облила Татьяну вином. <...> Скучно».

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

 

«...Бринчук привел к нам какой-то шедевр, помесь Чингачгука с Чингисханом, странный гибрид <...> Завьялов говорит, слышал о нем еще в Москве <...> и что он там широко производил впечатление. Видимо, производить впечатление – это его профессия. Лерочка в трепетном восторге, верный признак, что через два месяца будет ненавидеть. Саша настаивает, чтобы я вела себя с этим культурно. Какой-то аморфный субъект».

 

(умная мысль):

«О бессмертии мы продолжаем говорить с некоторой тоскою, прекрасно сознавая – чтобы получить его, сперва необходимо умереть, и чем ближе состояние перехода в это последнее, тем чаще мы вспоминаем взамен бессмертия свою утраченную юность».

 

«... Разве эта привязанность и есть любовь? Ой, как бы не хотелось! Значит, когда пасмурно, горячо, тоскливо – все о нем?.. Вот недавно предложила Ланцелота, он только улыбнулся: «из породы профессиональных героев, нет, конечно, для этого нужно быть моложе». Силища чудовищная. Когда обнимает с  нежностью, вполне может сделать больно, поэтому для меня в каждой ласке есть оттенок мазохизма. Шучу. Свободно гнет пальцами мелкую монету – гвардейские фокусы. Наверное, десяткам показывал до меня, но все равно – впечатление громадное. В драки ввязывается с невероятной легкостью, когда-нибудь это закончится традиционным образом».

 

 

Из писем П.Г.Завьялова:

 

«...Никогда больше не пиши ко мне в таком тоне, золотце – не то обижусь. Холодно-равнодушно, ни единого ласкового слова. Понимаю, хотелось достичь чистоты языка, но ты подумала – мне это нужно? На сей счет есть господа поэты, а мне необходимо нечто большее – твоя искренность. Я бы предпочел ... пусть даже что-то более истеричное, с орфографическими ошибками. Целеустремленность твоя пугает, пойми. То есть, конечно, был уговор, я в твои дела не мешаюсь; сдается только, два абзаца правильного текста тебе целого света дороже. Так что не об одной литературе, но и обо мне вспоминай по возможности чаще. Целую».

 

 

Из дневника Н.А.Гранича:

(пометка на полях)

«Лучше жить и не надеяться, чем надеяться и не жить».

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

 

«Коля, человек хладного любопытства, вопросы любит задавать безвыходные, безответные, но иногда бывает занятен. Вчера долго смотрел в упор, сплюнул окурок в пепельницу – до чертиков ценит красивые жесты, потом поинтересовался:

– Слушай, а почему ты никогда ни о чем меня не спрашиваешь?

Ни о чем – это о нем, значит.

– А смысл? Захочешь – расскажешь сам, не захочешь – пытать тебя, что ли?

– Завидное отсутствие любознательности, и тем не менее...

– Тем не менее, если я начну задавать вопросы, это не понравится в первую очередь тебе.

– Продемонстрируй, – Айзек скользит улыбочкой, смотрит мягко, расслабленно, щурясь, точно сытый зверь.

– Хорошо. Коль, а почему ты развелся с Татьяной?

Не сказать, чтобы очень честный ход, но Гранич от доброй души нарвался.

– Ну-у-у, видишь ли...

Коля замирает, тщетно пытаясь придумать ответ, но ничего кроме банального и сто раз справедливого «не сошлись характерами» в голову не приходит.

– Вижу, – подвожу итог. – Так что давай-ка я лучше помолчу».

 

 

Из дневника Н.А.Гранича:

(февраль)

«...Зашел к ней домой. Обычно не зовет, но тогда сама попросила, мать на дежурстве, отец в рейсе, и хотела прочесть новые стихи. Улыбалась, а на скуле свежая ссадина. На запястье – какая-то темная повязка; Тома закинула руку поправить волосы, а эта повязка вдруг приподняла голову, тихо, мелодично зашипела. Она чуть повернула лицо и поцеловала гадюку в плоский треугольный нос, та замолкла, а Тома продолжала говорить со мной как ни в чем не бывало. Если бы просто рекламный трюк, рассчитанный поразить – я бы понял, но ведь у той дряни был полон рот ядовитых зубов. Кажется, впервые осознал, что не могу переносить рядом ползучих тварей; акварельная критская богиня смотрит со стены. Тамара рассмеялась и спрятала змею в банку, будто игрушку. Потом она подкинула ее Турскому, напугала до полусмерти .<...> Но я в жизни не видел более жуткого зрелища, более невероятно красивого – белая девичья кисть, опутанная мягким движущимся жгутом змеиной кожи».

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

 

«... Коля попал в больницу. Оказалось, легкие у него – сплошные кровавые лохмотья, больно дышать. Встречает взглядом почти неприязненным, провожает – тянущимся вслед, будто не оторвать; то и другое тщетно пытается скрыть. Возможно, мне не следовало бы приходить к нему, вмешиваться в чужую жизнь».

 

« (среди стихов):

Сбывающиеся надежды.

На золотые глаза твои глядеть и думать:

Вот теперь он снова уйдет.

...

 

... В принципе, все прощаю ему: бахвальство, самодовольство мужское, любование силой своей, не на последнем месте – жену, от которой не торопится уходить. Унижения в этом не нахожу: мы оба должны быть свободны. Искупается все глазами, детскими глазами его, нежностью, которой ни в ком не знала. Очень странное ощущение, будто любит такой, как есть: истеричной, измученной, злой; больше того – будто вскрывает оболочку, видит самое сокровенное и может все понять, защитить. Иногда он кажется мне средоточием всего, что есть у меня, быть может – пробуждением замершего, усталого, гибельного... души, одним словом».

 

 

Из дневника Н.А.Гранича:

(март)

« По-честному, Турский нарвался сам. Сказывается положение единственного – и международного – авторитета средь живописи нашего болота. В порыве осознания собственной гениальности или спьяну обсуждает взаимоотношения полов, причем далеко не всегда корректно. Заявил вдруг абсолютно серьезно, почти трезвым, что-то вроде: «Все бабы – подстилки, хоть для живописцев и   – некоторый источник вдохновения» – так он в смешанной компании выражения выбирает. Всеобщая пауза, девочки из студии сжались, но предпочли не слышать. Я не подозревал, что он такой идиот, даже подумал – не стукнуть ли? Не успел. Томка поднялась; она сидела на диване, расслабленная, как котенок, свернувшись в клубок – и тут каким-то невидимым движением вдруг оказалась на ногах, во весь рост, звенящая от напряжения. Она поднялась так, что воздух разорвался, пополз от нее в стороны. Взгляд вибрировал, темный, пронзительный; произнесла отчетливо, глядя в упор на Турского, с безупречной дикцией:

– Эрнест Сергеевич, а Вы, оказывается – выдающееся дерьмо.

Турский обомлел.

Она, глядя поверх голов, добавила все также, позванивая льдистой насмешкой:

– Я дико извиняюсь, господа! – и, перешагнув через поэтическую парочку, прошла к дверям. Там уже обернулась, новый взгляд, пущенный лентой в Турского, отхлестал по щекам, и тихо, ему одному адресуясь, пообещала. – Ждите неприятностей.

Исчезла.

Эверест пару секунд спустя перевел дух, ошалело оглянулся:

– Она у вас что, больная?

И тут я его все-таки стукнул, только на руке повисла какая-то нимфетка из театра. Эверест дулся две недели, орал, что я – несомненно, бездарь, затем выпили, рыдал мне в плечо и требовал вечной дружбы.   Валерия рассказывала, да и Турский потом признался, заикаясь, что Тамара тем не менее отомстила: подошла через сад к дому, положила гадюку свою из-за пазухи в раскрытое окно. Дождалась крика, потом протянула змее ладонь и с усмешкой забрала обратно. Спросил ее: «А если бы укусила?», она, с той же чертовщиной во взоре: «Ну, знаешь ли – нужно верить Богу. Значит, за дело».

Яростные глаза эти буду помнить долго».

 

 

Из писем П.Г.Завьялова:

 

«Что станут говорить обо мне – не слушай, слушай меня, мое сердце. Я не очень-то чист, это верно, не слишком честен, есть много определений для мужчин подобного сорта. Хотел бы уйти от тебя – иногда так думаю – но всегда чувствовал себя убийцей. Ты – больше всего, что когда-нибудь было, здесь мало человеческого, ты – святое причастие, знак того, что будто бы нужен Богу. Смейся, если тебе смешно, посчитай игрою... я наверное говорю все это зря. Только физические упражнения никогда любовью не считались, а я видишь какое придумал для тебя высшее предназначение».

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

 

«... Вопрос загадала обоим один и тот же: смог бы человека убить?

Айзек восточным челом невозмутим, как обычно – циничен:

– Смог бы? – а Гранич опять пребывает в редком трезвом спокойствии. – Видишь ли, все дело в цели, дитя мое, и в способе. Честно говоря, руки марать не люблю.

Мерзкую эту его насмешливость не переношу иногда.

– Не знаю, – Завьялов задумался, осмотрел кулак, разбитый в последней пьянке, – пожалуй, да. – На пару секунд зажмурился и добавил. – Но это, наверное, будет очень противно!

Вот такие они ужасно разные, что делать дальше – ума не приложу».

 

 

Из писем П.Г.Завьялова:

 

«... Тома, солнышко, по-видимому, последние недели ты жестоко развлекалась, до онемения стращала богему родной берлоги. Перестань баловаться со своими гадюками – это может быть опасно, и даже не для тебя, милая, сколько для окружающих. Впрочем, ты права, наверное – в положении ненормальной есть свои преимущества. Если нужно, попытаюсь сторговать тебе тут упитанную среднеазиатскую гюрзу».

 

 

Из дневника Н.А.Гранича:

(апрель)

 

«С любовью сложно … Вначале песок проникает в раковину, начинает что-то шебуршиться, царапает изнутри, беспокоит. И вот принимаешься вспоминать, терзаться – где видел, встретил, уразумел взгляд, голос, прядь волос, убранную от виска, мелочи … начинает мучить лицо, какая-то фраза, знаешь  и не знаешь ее, и так – до тех пор, пока не обрастет перламутром твоя боль, покуда ее не вытолкнешь. Но что-то не слыхал я, чтобы жемчужницы избавлялись от плода самовольно. Обычно их убивают.

Господи, этого я не хочу. Пусть лучше будет – пользование».

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

 

«Вот дословно привожу вчерашние беседы:

– Правда, а за что ты его не любишь?

– А за что мне его любить? Я девица, что ли? Томочка, не смеши.

– Пашка, но это не разговор!

– Еще бы не разговор – да ведь я-то его знаю лучше, чем ты. Пару раз еще в столице пересекся косвенно, хватило, чтобы понять: дел с ним иметь не хочу. Том, он мне несимпатичен, пойми. Сидит так на берегу реки, в воду поплевывает, а будет человек ко дну идти – даже не стронется. А я или вытяну, или утонуть помогу... Он, конечно, парень гениальный, и спорить не стану, но этот гений неживой очень у него, холодный. Будто бы все  умеет, а сердцу ничего не нужно – и эпатаж отсюда, и эстетство. Будто если душу вынимать станет, так только самое больное, что бывает в людях. Что-то от паука есть, спокойное ожидание, сеточку раскинет и ждет, пока такие, как ты, дурочки наивные...

– Да я-то здесь при чем!

– ... дурочки наивные придут его интеллект обожать. Ленка, его вторая, именно такая была – жалко, и сломал он ее шутя почти, играючи. И ты, милая, кокетничай с ним осторожно!

Зато Коля был намного лаконичней:

– Обалдуй, горлопан, позер и трепач – но актер, мой Боже, какой актер! В этом, кстати, его основной недостаток.

– И все?

– Ну, я-то его знаю лучше, чем ты.

Интересно, что оба они недружелюбие определили одной и той же фразой – этой именно. Проникновенные враги».

 

 

Из дневника Н.А.Гранича:

(апрель)

«...Тома, Томочка, Тамара – очень странное имя, непонятное, какое отношение? – как будто слеплено не по ней. Тут бы дородность тела и духа, спокойствие, железная воля, но не это смешное-детское, не эта нервная красота, не эта чуткость щемящая, не эта... Запах ландыша, львиная гордость. А Мартынова зовет ее – цветочек подзаборный».

 

 

Из писем П.Г.Завьялова:

 

«... Знаю, ты не выносишь никакой ревности, но все же, все же... Повтори снова, что я тебе нужен или хотя бы промолчи в ответ – это тоже дает надежду. Тамара, ты сломала во мне все: ненависть к долгим отношениям, сомнения относительно чистоты, презрение к силе твоей и к слабости. Глупо, я понимаю, писать об этом; иногда на что хочешь свалить согласен, даже на ворожбу – да ведь не верю. Пусть бы это любовь, невероятное чувство. Интересно, насколько можно сходить с ума и понимать при этом происходящее <...>. Девочка моя, слишком долго я ждал твоей доверчивости, этой вот нетребовательности, чтобы нынче просто так отпустить. И, тем не менее, навсегда буду тебе благодарен, даже если уйдешь однажды, оставишь – какая смертная тоска в этом слове – и даже чтить хотел бы тебя едва ли не религиозно за то, что была со мной, что поверила мне, что позволила так бессовестно, так по-мальчишески влюбиться».

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

 

«Хороши только в кино эти гладиаторские бои. На деле нет ничего омерзительнее качественной, эмоциональной драки. Очень нелепо все вышло. Иногда из-под дивной, нами оберегаемой сказки проступает жизнь – и такой в нос шибает ароматец! Жизнь, она даже в насмешку церемониться не станет, хоть кричи.

Зашли в кафе, там – вполне подогретая компания. От нее отделяется Влад, тоже ничего себе дяденька, Пашин друг в амплуа: «А вот и я, красавец!»; смотрит сквозь меня совсем прозрачными глазами:

– И вот из-за этой шлюхи уйдешь из дома?

Я никогда не видела его таким – может, оно и к лучшему.

Противный хруст сломанной челюсти, это придыхание под удар. Влад мгновенно перешел из вертикального положения в горизонтальное, пару метров пролетел, застонал в обломках разбитого стола, ладони пачкая кровью из рассеченного лба. Завьялов выглядел мертвенно, страшно. Знающие люди на следующее его движение, едва ли сознательное, рефлективное – кинулись на перехват. Я, очнувшись, повисла на плечах. Но он только воздух поймал жесткими губами, а потом просто стряхнул меня с шеи и вышел.

На улице стоял долгие минуты, под проливным дождем запрокинув лицо. Шагов сзади не ждал и потому вздрогнул; и рука тряслась, та, которой к щеке прикоснулся, погладил. Кулаки сжимались часто, бессильно:

– Да ведь я убить его мог, убить, ты пойми! – закричал почти.

Как люблю его за этот детский испуг».

 

 

Н.А.Гранич,

из неопубликованного (апрель):

 

«Как Микеланджело резцом целует мрамор

Укусами, так два пути и нам:

Где боль, там вдохновение, где мука,

Там мед коснется уст посмевшего сказать.

Но ты одна повинна в нежности, которой

Мы избежать не в силах, вопреки

Прикосновенью к смерти».

 

 

Из писем П.Г.Завьялова:

 

«Томчик, лапушка, что тебе нужно еще из моего сердца – ответствуй! Такой грустной ты показалась мне последний раз, не знаю, что и подумать. Видно, снова придется наведаться к тебе домой. На поэтов наплюй, да и на прочую богему тоже – сволочной народец, склочный, уж поверь, я-то их видел больше. И не потому говорю, девочка, что я-де один хороший, наоборот – такой же точно, только до сих пор не умею бить слабых. Не понимаю, честно говоря, почему ты все еще продолжаешь с ними возиться. Есть два-три приличных человека, но последнее твое сокровище, Гранич – это же мама дорогая! Знаю, скажешь опять, что дурацкие фантазии; и все-таки не серди меня, девочка <...>».

 

 

Из дневника Н.А.Гранича:

(апрель)

«Вот, матерь Божия, влип – хоть вешайся!

Обучение, какое бы ни было – капкан для двоих. Эта странная девочка, резкая, насмешливая, становится необходима; когда смотрю на нее, себя искренне ненавижу <неразб.>, начиная лгать в оправдание...

... Безучастное, слепое лицо воительницы.

Финским ножом закладывает романы Цвейга – чтобы не потерять страницу».

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

 

«Иногда я думаю: вот было бы хорошо с мокрым подолом пройтись по городу, резким запахом тростников и речной заводи обволакивая мостовую; поманить, повести одного – сквозь рыночную площадь и дальше, к озеру, а там войти в воду и снова поманить, и растаять в глубине, а когда вслед за мной исчезнет и зачарованный – чтобы над тихой гладью взметнулся столб черной крови. Водяная ведьма это называется. Только убивать ни мне, ни Изольде – увы! – недоступно».

 

(среди стихов)

«...

И дети в полевых цветах, бредущие по снегу –

Все это снилось.

Не хватало только жизни».

 

«… Играет де Бержерака. Мне стали приходить мистические сны о нем, самые прекрасные сны в моей жизни».

 

 

Из писем П.Г.Завьялова:

 

«Знаешь, лапа, здесь почти лето, в полдень гуляли в альпийских лугах. Альпинист из меня, честно говоря... Зато за счет веса удобно использовать в качестве статической опоры – ребята так и делают. Эдельвейсы, признаться, впечатления не производят, но тебе понравились бы уже одной идеей: лезть черти куда ради сомнительного результата. Так что, намекни, лапа, и я полезу. Из последних новостей: Толика вчера чуть не убил, правда, по вине режиссера, который все кричал: «Натуральней, натуральней!». Я должен был стукнуть Толиком о стенку, стенка не выдержала первая. И самая последняя новость: ты начала мне сниться, часто приходишь по ночам, смотришь по-воробьиному, наклонив голову к плечу, и улетаешь. Это к дождю, наверное.

Я ужасно тебя люблю и хочу, чтобы ты знала; может, это сделает тебя хоть немного более внимательной, осторожной. И еще мне страшно – тем страхом, какого ты еще не испытываешь, страхом неизбежно приходящей развязки, когда каждый день прожит не так, как хотелось бы, но его уже не вернуть. В юности фраза «начать все сначала» кажется магической, но теперь-то понятно – не выйдет, хотя ради такой девушки, как ты, стоило б попробовать. Ведь у тебя, моя девочка, нет прошлого, почти нет воспоминаний, нечем тяготиться. Ладно, сначала – но и ты тогда должна будешь что-то делать; хотя бы рассчитать свою жизнь так, чтобы кроме литературного дарования и для моего скромного присутствия там находилось место. Немного я могу тебе дать: верность, нежность, обожание, как оно пристало «последней страсти Завьялова». Подумай, Томочка, просто подумай, ведь я даже ответа не прошу – и не шучу впервые. Мне нужно видеть тебя каждый день, возвращаясь, знать, что ждешь меня именно ты. Будешь смеяться моим словам, но к сорока годам поймешь, насколько я теперь прав. Тома, истома, томленье – еще десяток слов придумаю на твое имя, попытаюсь заснуть, пробуя их на вкус. Ты снишься мне постоянно, иногда кажется – заболеваю, а ведь всю жизнь был человеком расчетливым, хладнокровным, голову крепко чующим на плечах. Обещай, что подумаешь надо всем этим (как сейчас вижу твою ехидную усмешку). Вот, маленькая, даже к поэтам твоим не ревную – до чего дошел, верю на слово, а то и без слов».

 

 

Из дневника Н.А.Гранича:

(май)

«Решительно, это никуда не годится, в моем-то почтенном возрасте чтобы так терять голову – что за напасть! Страшно несправедливая вещь влюбленность, и, главное, я уже думал – все, отвязался, хватит, можно ведь жить для себя, а выходит, нет, нельзя – нужно каждую секунду болеть ею. Ничего, сломаем как-нибудь, переживем. Другое пугает: тут не просто синдром красивой девушки, переспали-разошлись; а она в чем-то еще совсем ребенок, она мне верит, и что-то есть в этом, что называется отвратительным, опошленным словом «чистота», а я над подобным всегда смеялся, поскольку не видел, хотя знаю, что существует на чисто теоретическом уровне; а Тома – не напоказ, она и есть такая, и пытается исковеркать себя, чтобы взрослее казаться – не знаю – или подругам соответствовать, какие-то словечки вульгарные подбирает, иногда просто смешно, но нельзя показать, она гордая и обидится. И еще эта доверчивость невозможная, невероятная, словно бы крест отныне поставила на всяком, даже интуитивном, страхе; <неразб.> эта беззащитность – приходит, полдня может просидеть напротив, и непонятно, слушает, что я говорю, или так, а потом исчезает до нового приступа меланхолии. Ничего странного здесь не видит, для нее – «чисто деловые отношения». Боже мой, я начинаю запоминать звук ее речи. И когда она говорит, весело и голос надламывая, очень забавно: «Гранич, опять ты будешь меня бранить – рассказик ни к черту!» – наивные эти ее ругательства, а мне снова больно, и сердце сжимается – или что-там-не-знаю-еще. Дурацкая ситуация; мы, как мухи, впутываем друг друга в паутину все глубже – не видеться не можем, нужны друг другу. Тамара язвит – верно, но она надо всеми подсмеивается, Тамара улыбается – но она так же улыбается чему-кому угодно: Бринчуку, Лере Ржаницыной или телеграфному столбу. Короче, я для нее – вещь домашнего обихода, смазанный рисунок обоев. Хуже всего, что начал ревновать ее к Завьялову, к Дантону: полбеды, если б просто физиология, так ведь любит его. Павлик развлечется ей и забудет, а я, кажется, рехнусь окончательно. Так громко орал об одиночестве, что выяснил – оно меня не интересует. Позер ты, Коля, и форменный болван к тому же. Что такое ты для Тамары, кроме как старше почти вдвое? А ведь поссорился из-за нее с крестной, она считает Тамару обыкновенной расчетливой дрянью. А, может, она права? Может, у меня просто возрастной крен на маленьких девочек? Может, нужно придумать что-нибудь попроще? Помню ее при первой встрече: собранная, лицо бледное, прохладное, резкое восприятие и стихи какие-то полуэкстатические. Теперь совсем другая: повзрослела, много откровенней и красивей, скользящий, острый юморок, нежность... И все – из-за Пашки, не иначе. Я и люблю ее за это, и боюсь, и думать не хочу, что ей обязан Завьялову. А у Томки темные глаза светятся, и вот она играет людьми, репликами, рифмами, и совсем не сознает своей силы ...»

 

 

Тетрадь Тамары Кайсаровой:

 

«... В запахе горелой травы постепенно подходит лето. Ночи теперь тянутся долгие, невероятные. Острое ощущение нездесьприсутствия. Помню, такое уже было однажды – когда от себя уходила. В Анапе жара, пот, белый песок пляжей, мне двенадцать лет; отец надувает матрас, мать расстилает полотенца, а я гляжу на них, сижу к прибою спиной. И тут кто-то из моря взял мою душу ладонями большими, мягкими, и потянул вон, назад к горизонту. Совсем не было больно. Вышла наружу, смотрю за ними, за собой – как будто кино. Краски заволоклись ярким целлофановым туманом, а потом стали резкие-резкие, и звуки поплыли, укололи уши. Себя увидела издалека, сидящей в волне на пятках, и так, медленно, вовсе без жалости, уходила прочь; только раз удивилась, неужели никто не замечает? Мать позвала обратно. Я крикнула и вернулась, тяжелым ударом о жизнь, о камень; весь день прошел в состоянии общей заторможенности, будто на границе, здесь и там.

Значит, это вовсе не страшно, я уже умею».

 

© Илона Якимова 2000, 2005

Вира ] О чем это я ] Майна ]



Hosted by uCoz